Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Программа пребывания Ряховской А. Н., д.э.н., профессора, зав. кафедрой «Экономика и антикризисное управление» Финансового университета в Университет...полностью>>
'Документ'
Предлагаем вам совершить путешествие на запад от столицы, по старинной Волоколамской дороге, ведущей в живописную, изрезанную речками, пересеченную о...полностью>>
'Документ'
Цель: соискание должности экономиста (маркетолога, специалиста по внешнеторговой деятельности, специалиста по продажам) машиностроительного предприят...полностью>>
'Документ'
В 2003-2004 гг. в ООО «РН - Северная нефть» в эксплуатации находились следующие месторождения: Баганское, Веякошорское, Восточно-Веякское, Макарихинс...полностью>>

Главная > Автореферат

Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Миронов Роман Алексеевич

ДИАГНОСТИКА И ОЦЕНКА УРОВНЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ИХ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА И КОНКУРЕНТНОГО СТАТУСА

08.00.05 – Экономика и управления народным хозяйством

(управление инновациями)

АВТОРЕФЕРАТ

на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Нижний Новгород - 2010

Работа выполнена в НОУ ВПО «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса»

Научный руководитель: кандидат технических наук, доцент

Михайлов Сергей Николаевич

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, доцент

Трифилова Анна Александровна

кандидат экономических наук, доцент

Палей Татьяна Феликсовна

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Волжский государственный

инженерно-педагогический университет»

Защита диссертации состоится «17» декабря 2010 г. в 17.30 на заседании диссертационного совета Д 212.162.08 при ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» по адресу: 603950, Нижний Новгород, ул. Ильинская, 65, корп. Х, ауд. 330.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет».

Автореферат разослан «17» ноября 2010 г.

Ученый секретарь
диссертационного совета,
кандидат экономических наук, доцент

С.В. Горбунов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Движение по пути экономического развития как страны в целом, так и ее регионов в частности будет тем успешнее, чем лучше мы оценим и познаем тот общественный путь развития, который присущ цивилизованному обществу на современном этапе его существования. Развернувшиеся в этой связи научные дискуссии охватывают практически всю социально-экономическую проблематику и, прежде всего – вопросы формирования и реализации инновационной политики, т.к. ее ключевая роль в развитии нашего общества неоспорима. Однако ясно и то, что, не смотря на всеобщее понимание этой проблемы, ее разрешение продолжает сталкиваться с многочисленными препятствиями, и каждый раз их преодоление рассматривается, основываясь на различных локальных причинах. Между тем частота и систематичность их появления позволяет сказать о том, что эти причины лежат в сфере фундаментальных подходов к оценке развития общества в целом.

На сегодняшний день ситуация, сложившаяся в мировой экономике, говорит о том, что инновационная составляющая развития организаций является основным источником роста и способствует повышению уровня конкурентоспособности продукции и организации в целом.

На основании оценки текущего и перспективного состояния уровня инновационного развития можно определить стратегию предприятия и осуществлять оперативное управление инновационной деятельностью.

Несмотря на особое внимание ученых к вопросам оценки уровня инновационного развития, научные разработки в этой области далеки от завершения, т.к. не обоснованы критерии и показатели для такой оценки, отсутствует единое мнение по вопросу о содержании и его структуре, практически отсутствует инструментарий принятия эффективных управленческих решений, связанных с инновационной деятельностью организаций.

В связи с этим встает вопрос о выборе наиболее эффективного инструментария диагностики и оценки инновационного развития организации. Определение инструментария оценки уровня инновационного развития позволит оперативно определить внутренние возможности, выявить резервы развития предприятия в целях повышения его инвестиционной привлекательности и рыночной стоимости.

Поэтому выбор темы исследования, на наш взгляд, представляет несомненный интерес, является актуальной, приобретая в современных условиях особую значимость в связи с реализацией государственной политики в области инновационного развития экономики страны.

Степень разработанности проблемы. Исследованию вопросов инновационного развития организаций посвящены многочисленные работы отечественных ученых авторов: В.М. Аньшина, А.И. Анчишкина, И.В. Афонина, В.Д. Андрианова, Л.С. Бляхмана, К.А. Багриновсого, А.Г. Гранберга, С.Ю. Глазьева, А.А. Дагаева, А.Ю. Егорова, Г.И. Жица, П.Н. Завлина, А.К. Казанцева Д.И. Кокурина, В.И. Кушлина, Д.С. Львова, В.Л. Макарова, Л.Э. Миндели, В.Л. Полтерович, В.Ю. Соболева, Ю.В. Яковца и других.

Вопросы оценки инновационного потенциала освещены в литературе значительно меньше и поэтому требуют более глубоких исследований. Так, оценке инновационного потенциала промышленного предприятия посвящены работы И.А. Аренкова, В.Н. Гунина, А.Н. Плотникова, И.М. Степнова, А.В. Тебекина, А.А. Трифиловой.

Из зарубежных авторов можно выделить: Й. Шумпетера, П.Друкера, Д. Фримена, Г.Менша, Б.Твисса, Ф.Янсена, Дж. Бернала, А. Кляйкнехта, Р.Нельсона, Водачек Л., Водачкова О, Б.Твисса, Б. Санто, Д. Сахала и др.

Указанные обстоятельства и важность рассмотрения вопросов определили тему диссертационной работы, ее цель и задачи, а также основные направления исследования.

Целью диссертационного исследования является диагностика и оценка уровня инновационного развития предприятий на основе анализа инновационного потенциала и конкурентного статуса с целью выявления внутренних резервов, повышения инвестиционной привлекательности и рыночной стоимости.

Указанная цель предопределила постановку и необходимость решения основных задач исследования:

1. Обобщить зарубежный и отечественный опыт исследований в области инновационного развития предприятия. Уточнить и развить теоретическую базу, характеризующую инновационное развитие организации.

2. Разработать методику диагностики уровня инновационного развития организации.

3. Разработать методику оценки интегрального показателя инновационного развития организации на основе уровня инновационного потенциала и конкурентного статуса.

4. Разработать процедуру формирования инновационной стратегии организации на основе оценки уровня ее инновационного развития.

5. Апробировать методику оценки интегрального показателя инновационного развития на ряде базовых организациях фармацевтической промышленности Нижегородской области и оценить экономическую значимость результатов исследования.

Объектом исследования являются предприятия фармацевтической промышленности РФ.

Предметом исследования в работе являются теоретические и методологические вопросы инновационного развития организации в современных экономических условиях.

Теоретической основой исследования являются: нормативно-правовые документы Правительства РФ, данные Росстата, работы отечественных и зарубежных ученых по рассматриваемой проблематике.

Методологической основой исследования являются: системный подход, методы научного менеджмента, статистические методы, метод экспертных оценок, экономический и финансовый анализы.

Научная новизна работы заключается в разработке теоретических и практических основ диагностики и оценки уровня инновационного развития организации на основе анализа инновационного потенциала и конкурентного статуса. На защиту выносятся наиболее существенные результаты исследования, составляющие его научную новизну:

1. Уточнена и развита теоретическая основа понятий, характеризующих инновационное развитие предприятий. Сформирован авторский подход к сущности понятия «инновация» и ее жизненного цикла, отличающийся от ранее известных применением ценностно-ориентированного подхода.

2. Предложен авторский подход к реализации метода диагностики уровня инновационного развития предприятия, на основе системного подхода к анализу деятельности организации, в рамках которого конкретизированы понятие, цели и задачи диагностики.

3. Разработана авторская методика формирования и оценки интегрального показателя инновационного развития организации, основанная на использовании показателей, характеризующих инновационный потенциал, конкурентный статус организации, позволяющая рассчитать ресурсную составляющую инновационной деятельности, а также положение организации на рынке относительно конкурентов.

4. Определены элементы инновационной стратегии предприятия. Разработана процедура формирования инновационной стратегии на основе показателей инновационного потенциала и конкурентного статуса организации как составляющих интегрального показателя уровня инновационного развития организации.

5. Реализовано на практике применение интегрального показателя уровня инновационного развития на основе оценки уровня инновационного потенциала и конкурентного статуса на ряде предприятий фармацевтической отрасли и проведена оценка экономического эффекта от внедрения научных разработок.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что разработанная методика формирования и оценки показателя инновационного развития организации позволяет объективно измерить инновационный потенциал, его конкурентный статус и на основе этого сформировать инновационную стратегию. Исследование позволяет показать динамику и взаимосвязь общих и частных показателей развития инновационных процессов, что может служить инструментом для выявления перспективных направлений развития организации. При этом систематическое проведение оценки уровня инновационного развития дает возможность влиять на факторы, определяющие путь инновационного развития предприятия, что обеспечит устойчивость его экономического роста. Результаты проведенных исследований используются в учебном процессе НОУ ВПО «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса» при чтении лекций и проведении практических и семинарских занятий по дисциплине «Инновационный менеджмент».

Апробация результатов исследования. Основные теоретические и практические положения диссертационного исследования доложены на научных конференциях:

  • 4 -ой международной научно-практической конференции «Совершенствование управления научно-техническим прогрессом в современных условиях», г. Пенза, 2006;

  • 6-ой международной научно-практической конференции «Конкуренция и конкурентоспособность. Организация производства конкурентоспособной продукции», Новочеркасск, 2007;

  • 5-ой международной практической конференции преподавателей, ученых, аспирантов, студентов, Нижний Новгород, 2007;

  • на научных конференциях НИМБ, ВГИПУ, ННГУ

Публикации. Основные положения и результаты диссертационного исследования нашли свое отражение в 11 публикациях общим объемом 3,8 п.л. включая 2 публикации в изданиях, рекомендованных ВАК.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Текст работы изложен на 156 страницах, содержит 29 рисунков, 23 таблицы, список литературы состоит из 126 наименований.

Введение

Глава 1 Сущность инновационного развития организации. Теоретический аспект

1.1 Инновационное развитие организации как фактор ее экономического роста

1.2 Понятийный аппарат оценки уровня инновационного развития организации

1.3 Формирование стратегии инновационного развития организации и ее основные элементы

Глава 2 Методические подходы к оценке уровня инновационного развития предприятия

2.1 Диагностический анализ и оценка инновационного развития предприятия

2.2 Методические подходы к оценке инновационного потенциала предприятия как фактора инновационного развития

2.3 Методические подходы к анализу конкурентного статуса предприятия как фактора инновационного развития

Глава 3 Использование результатов научных исследований по диагностике и оценке уровня инновационного развития на предприятиях фармацевтической отрасли

3.1 Определение интегрального показателя уровня инновационного развития организации

3.2 Формирование стратегии инновационного развития организации на основе показателей уровня ее инновационного потенциала и конкурентного статуса

3.3 Оценка рыночной стоимости организаций с учетом уровня их инновационного развития

Заключение

Список литературы

Приложения

ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

1. Уточнена и развита теоретическая основа понятий, характеризующих инновационное развитие предприятий. Сформирован авторский подход к сущности понятия «инновация» и ее жизненного цикла, отличающийся в применении ценностно-ориентированного подхода.

Сущность современного этапа развития как национальной экономики в целом, так и инновационной деятельности отдельных предприятий отражает такая категория, как «инновационное развитие», которая достаточно широко в последние годы освещалась в отечественной и зарубежной литературе.

Под инновационным развитием можно понимать процесс, который характеризуется трансформацией научных знаний, идей, открытий, существующих технологий в новые или усовершенствованные ценности, в ходе реализации, которого формируется стратегия инновационной деятельности, преобразования и использования общественных, природных и экономических ресурсов.

Исследование инновационного развития предприятия требует осмысления таких понятий как: «инновация», «жизненный цикл инновации», «инновационный потенциал», «конкурентный статус организации», «инновационная стратегия». Анализ экономической литературы и различных нормативных актов, касающихся инновационной деятельности показал, что единства трактовки понятия категории «инновация» не существует, и само понятие «инновации» - не устоявшееся, хотя этому вопросу уделялось пристальное внимание различными учеными. Современный этап развития общества, характеризующийся высокими темпами накопления знаний, позволил нам предложить следующую формулировку категории «инновация», которая отличается в рассмотрении категории «инновация» как основы развития общества, для которого категория «знания» является определяющей и позволяет получить продукт обладающей новой ценностью. В связи, с чем инновация - это вновь созданная ценность, основанная на новых знаниях, которая практически используется и способствует развитию экономической, социальной, научно-технической и других сфер деятельности общества в условиях ограниченности ресурсов и высокой степени неопределенности хозяйственных и социальных связей.

В настоящее время в различных теоретических источниках отождествляются такие понятия как «инновация», «нововведение», «новшество». Однако по нашему мнению данные категории не являются синонимами.

Инновация – это продукт (товар или услуга) научной деятельности, в результате применения которого в производстве происходят коренные изменения, влекущие за собой кардинальные организационно- распорядительные и производственно-технологические преобразования.

Нововведение – совершенствование определенной части технологического или производственного процесса, не требующее остановки производства и значительных экономических затрат. Нововведение не изменяет организационные и производственно-технологические процессы. Оно направлено как на улучшение процесса изготовления, так и на совершенствование конечного продукта (товара или услуги).

Новшество – творческая мысль, проявляющая себя в элементах производственно-технологической деятельности, которая может иметь дальнейшее развитие в нововведении или инновации. К новшеству можно отнести изобретение или рационализаторское предложение, которое не требует больших экономических затрат. В основном оно позволяет совершенствовать технологический процесс или организацию производственно-хозяйственной деятельности.

Исходя из ценностно-ориентированного подхода к сущности инновации, обращает на себя внимание жизнециклическая концепция инноваций, которая играет важную роль в анализе и оценке деятельности организации, так и при формировании инновационной стратегии. Общепринято, что жизненный цикл состоит из отдельных этапов, каждый из которых имеет математическое описание зависимости уровня развития любого экономического объекта от внешних и внутренних условий, возникающих на том или ином отрезке времени. Это дает возможность инновационному менеджеру оказывать управленческие воздействия на процесс инновационного развития организации. При этом он руководствуется тем, что инновационный продукт проходит фазы роста, замедления роста и т.д.

Однако такой подход вызывает сомнение, в связи с тем, что если понятие инновации рассматривать как новую ценность, то трудно ответить на вопрос какую новую ценность представляет инновационный продукт в фазах насыщения и спада. Кроме того, рост потребности в новой ценности, по всей видимости, будет сопровождаться процессом ее диффузии и в силу чего инновационный продукт теряет свойство новизны и превращается в «продукт повышенного спроса». В этом случае нужно определить момент, когда инновация переходит в «продукт повышенного спроса», тем самым, теряя свойства инновации как новой ценности. Этот момент времени соответствует на линии кривой ЖЦ точке, когда происходит изменение ее кривизны, а, следовательно, и темпов роста диффузии продукта (рисунок 1).

Область существования инновационного продукта

Линия ценности продукта



Спрос




Точка конверсии инновационного продукта


Область товара повышенного спроса


Рисунок 1 - Кривая жизненного цикла инновационного продукта

2. Предложен авторский подход к реализации метода диагностики уровня инновационного развития предприятия, на основе принципов системного подхода к анализу деятельности организации, в рамках которого конкретизированы понятие, цели и задачи диагностики.

Оценка инновационного развития организации предусматривает применение диагностического анализа, как метода, который состоит в распознавании проблем инновационного развития организации на основе анализа состояния ее структурных элементов.

Основными целями проведения диагностики инновационного развития являются:

- обеспечение органов управления полной, оперативной и достоверной информацией об инновационных процессах на предприятии;

- своевременное предвидение позитивных событий, выявление негативных тенденций, оценка их возможного влияния на уровень инновационного развития;

- повышение эффективности управления инновационным потенциалом предприятия;

- повышение конкурентного статуса предприятия.

В связи с вышесказанным уровень инновационного развития предприятия характеризуется инновационным потенциалом и его конкурентным статусом.

Под инновационным потенциалом следует понимать возможность производственной системы создавать и использовать инновации с учетом ресурсного обеспечения потенциала предприятия. Определение уровня инновационного потенциала предприятия позволяет оценить эффективность использования ресурсных возможностей предприятия вести инновационную деятельность.

Если говорить о конкурентном статусе предприятия (это понятие было введено И. Ансоффом), то он является показателем его положения на рынке в соответствии с уровнем конкурентоспособности организации и состояния мезосреды.

Определение вышеприведенных характеристик инновационного развития позволяет предложить следующую структуру интегрального показателя инновационного развития организации (рисунок 2).

На основе оценки уровня инновационного развития предприятия возможно формирование стратегии инновационного развития, которая представляет собой целенаправленную деятельность организации по определению приоритетов перспективного развития организации и их достижению, в результате которой обеспечивается новое качество производства и управления.

Рисунок 2 - Структура интегрального показателя инновационного развития предприятия

Современный анализ и диагностика деятельности предприятия предусматривают применение системного, процессного и ресурсного подходов. Это позволило нам, рассмотреть инновационный потенциал как совокупность потенциалов, определяющих инновационную деятельность организации (таблица 1).

Таблица 1 - Составные части инновационного потенциала предприятия

Потенциал

Характеристика потенциала

Финансовый потенциал

Инвестиции в НИОКР, нематериальные активы, источники финансирования, финансовая устойчивость и платежеспособность

Окончание таблицы 1

Кадровый потенциал

Состав работающих, доля работающих в интеллектуальной сфере (программисты, исследователи, конструкторы, технологи) в общей численности работающих

Материально-технический потенциал

Современные инновационные и информационные технологии, компьютерные системы, прогрессивное оборудование, материалы

Организационно-управленческий потенциал

Организационная структура, технология процессов по всем функциям и проектам, организационная культура. Современные формы организации и управления инновационной деятельностью

Информационный потенциал

Совокупность различных видов научной информации и информации по инновациям и инновационной деятельности, научно-техническая литература, литература по патентам, изобретениям, новым наукоемким технологиям, системам и оборудованию, компьютерные системы, научно-техническая документация в виде отчетов, регламентов, другая проектно-конструкторская документация, информация о конкурентах

Маркетинговый потенциал

Оценивает уровень конкурентоспособности, наличие спроса, необходимые маркетинговые мероприятия

Выше было показано, что конкурентный статус организации состоит из двух элементов: конкурентоспособность организации и показатель состояния мезосреды, каждый из которых характеризуется рядом подсистем (таблица 2).

Таблица 2 - Подсистемы уровня интегрального показателя конкурентоспособности предприятия

Критерии и показатели конкурентоспособности

Роль показателя в оценке

Управленческая подсистема

Характеризует эффективность управленческой структуры предприятия.

Маркетинговая подсистема

Оценивает положение предприятия на рынке: рентабельность продаж, доля организации на рынке.

Финансовая подсистема

Характеризует обеспеченность предприятия финансовыми ресурсами.

Производственная подсистема

Оценивает состояние ОПФ, а также фондоотдачу от них.

Кадровая подсистема

Характеризует качество системы управления персоналом относительно конкурентов.

Институциональные факторы мезосреды

Окончание таблицы 2

Социальная среда

Рынок трудовых ресурсов.

Технологическая

рынок технологий и научно-технической информации

Экономическая

налоги, льготы, инвестиционный климат на федеральном уровне

Политическая

законодательная база, федеральные и региональные планы и программы

Каждая из представленным нами подсистем характеризуется частными показателями, знание которых позволяет провести диагностику инновационного развития предприятия и оценить его уровень на основе интегрального показателя.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Информационное обеспечение управления развитием региона 08. 00. 05 экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика) 08. 00. 12 бухгалтерский учет, статистика

    Автореферат
    Защита состоится в 10-00 часов ноября 2008 года на заседании диссертационного совета Д 212.029.01 по экономическим наукам при ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» по адресу: 4 62, г.
  2. Развитие российской системы государственного регулирования международного технологического обмена 08. 00. 05 «Экономика и управление наро дным хозяйством: (макроэкономика); 08. 00. 14 «Мировая экономика»

    Автореферат
    Защита состоится « 29 » июня 2007 г. в 16 часов на заседании Диссертационного совета Д 602.001.02 по присуждению ученой степени кандидата экономических наук в Академии труда и социальных отношений по адресу: 119454, Москва, ул.
  3. Развитие стратегии управления инновационной деятельностью предприятий в условиях модернизации экономики 08. 00. 05 экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями)

    Диссертация
    Защита состоится 28 декабря 2011 г. в 13.00 на заседании Совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 521.005.01 при Институте международного права и экономики имени А.
  4. Инновационность и инерционность в развитии трудовых отношений на микроуровне 08. 00. 05 экономика и управление народным хозяйством (экономика труда)

    Диссертация
    Защита состоится « » 2009 г. в часов на заседании диссертационного совета ДМ 502.005.02 при Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Поволжская академия государственной службы имени П.
  5. Управление маркетинговой деятельностью в процессе создания нового товара на рынке информационных технологий 08. 00. 05 Экономика и управление народным хозяйством (маркетинг)

    Документ
    Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ижевский государственный технический университет»

Другие похожие документы..