Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Замки Швейцария – страна с богатым историческим прошлым. Где бы вы ни оказались, обязательно поблизости можно найти что- то из далёких времен. И в пер...полностью>>
'Документ'
Страховая компания в лице директора ,действующего на основании Устава, именуемая в дальнейшем «Страховщик», заключает с физическими или юридическими л...полностью>>
'Биография'
Рассказчик слушал эти истории в Бессарабии, на морском берегу. Он тогда работал с группой молдаван. Они вечером ушли к морю, а рассказчик остался в в...полностью>>
'Документ'
Заповедники - образцы нетронутой, дикой природы - по праву называют природными лабораториями. Они особенно нужны нам сейчас, когда мы должны понять н...полностью>>

Главная > Литература

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Даньковская основная общеобразовательная школа

Подгоренского муниципального района

Воронежской области

Педагогическая концепция

Краеведческий компонент в системе школьного географического образования

Выполнила:

Иванова Марина Фёдоровна,

учитель географии I (первой) квалификационной категории

х.Красюковский, 2010

Содержание

I. Актуальность проблемы.

II. История краеведения.

III. Понятие краеведения.

IV.Суть школьного краеведения и его значение.

V. Краеведческий компонент в системе школьного краеведческого образования.

  1. Использование краеведческого компонента при изучении начального курса географии (VI класс).

  2. Использование краеведческого компонента при изучении курса географии материков (VII класс).

  3. Использование краеведческого компонента при изучении курса географии России (VIII класс).

  4. Организация и проведение краеведческих экскурсий.

  5. Интеграция школьных предметов при изучении вопросов краеведения.

  6. Профориентационная направленность краеведения.

  7. Экологическая направленность краеведения.

  8. Патриотическое и эстетическое значение краеведения.

  9. Роль краеведения в природоохранительном воспитании.

  10. Фенологические наблюдения в школьном краеведении.

  11. Внеурочная работа по краеведению.

VI. Результативность краеведческой работы в школе.

Литература.

Приложения.

I. Актуальность проблемы

Вложите, учителя, в детей любовь к Отчизне, чтобы в детях сердца от чувств высоких этих отважней стали и святей.

Ю.Марцинкявичус

Важная задача школы – воспитать человека пытливой, творческой, ищущей мысли. Я представляю себе детские годы как школу мышления, а учителя как человека, заботливо формирующего духовный мир своих воспитанников. Забота о развитии и укреплении мозга ребёнка – одна из главных обязанностей педагога.

Я вижу свою задачу в том, чтобы помочь детям понять связи в явлениях окружающего мира, чтобы главным в процессе обучения было развитие пытливого, острого, наблюдательного ума.

Я стремлюсь показать связь прошлого и настоящего в духовной жизни нашего народа. Очень важно, чтобы детям было дорого всё созданное старшими поколениями, всё добытое и завоёванное в тяжёлой борьбе за свободу и независимость Отечества. В то же время стараюсь не допускать беззаботного наслаждения жизненными благами. Познание ребёнком окружающего мира и самого себя должно протекать в процессе его добросовестного разнообразного труда.

Одним из направлений при воспитании личности ученика является краеведение, которое содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся. Краеведение способствует воспитанию чувства любви к своим родным местам, чувства уважения к людям труда, ветеранам Великой Отечественной войны, которые живут рядом.

Любовь к Родине связана с любовью к родным местам – городу, селу, где человек родился, вырос, живёт. Неотъемлемой частью нашей страны является наш край – Воронежская область. Её история тесно связана с историей нашего Отечества и своими корнями уходит в седую старину. Воронежская земля – свидетель важнейших исторических событий прошлого и настоящего.

Главная цель краеведения – формирование личности, приобщившейся к общечеловеческим ценностям культуры, воспринявшей идеалы гуманизма, свободы, демократии, ответственной за судьбу своей страны.

Каждому надо верить в себя, в силу и мудрость российского народа, в его могущество. Это особенно важно в нынешнее непростое время.

Краеведческий подход в преподавании географии имеет большое значение, он учит учащихся видеть, ощущать, наблюдать, создавать; ведь близкое в природе, в человеческой жизни, в хозяйстве понятнее, проще, яснее, чем чужое и далёкое.

Примеры из местной природы, хозяйства более понятны и доступны, помогают перейти от книги к реальной жизни.

География – это тот предмет, который с первого урока способствует наблюдению, исследованию учащимися природы и хозяйственной деятельности человека.

Основной проблемой географического образования является разрыв между теоретическими знаниями и их практическим воплощением. Школьники изучают огромную массу понятий, но на практике сталкиваются лишь с 20-30 % изучаемого материала. Учащиеся, изучая учебный материал, знакомятся с географическими моделями и фотографиями холмов, речных террас, оврагов, родников, болот, озер, но крайне редко сталкиваются в жизни с этими природными объектами. Поэтому школьного географическое краеведение призвано сгладить этот разрыв, перекинув «мостик» между теорией и практикой.

II. История краеведения

Педагогическая ценность обучения географии на основе изучения родного края была осознана очень давно. Уже достаточно отчетливо эта идея формулировалась в “Великой дидактике” Я. Коменского в первой половине XVII в.

В дореволюционной русской школе принцип родиноведения в обучении географии получил определенное развитие в первой половине XIX в.

В 1840 г. в предисловии к учебнику Ф. Студитского сказано, что географию нужно начинать с “того места, где живут люди”. Эта же мысль была высказана в предисловии к учебнику географии Д. Д. Семенова (1862). Идеи родиноведения получили отчётливое отражение в первой русской методике преподавания географии “Педагогические заметки для учителей” (1864) того же Д. Д. Семёнова.

Начавшаяся в 70—90-х годах XIX в. реакция резко повернула преподавание в школах России к идеям религии, самодержавия и схоластики.

Некоторое оживление родиноведческого начала в обучении географии вновь наблюдалось в конце XIX—начале XX в. Однако, в царское время в школах России родиноведение не получило массового развития. До революции и в первые годы Советской власти школьное краеведение называлось родиноведением. Впервые термин “краеведение” был предложен в 1914 г. Маньковым, но широко вошел в употребление лишь в советское время.

Уже первые советские программы по географии в 20-х годах были составлены на основе краеведения.

Развитие школьного краеведения нашло отражение в постановлении ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 г. “Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе”. В нем говорилось: “Признать необходимым в учебные программы по обществоведению, литературе, языкам, географии и истории ввести важнейшие знания, касающиеся национальных культур народов СССР, их литературы, искусства, исторического развития, а также и элементы краеведения СССР (природные особенности, промышленность, сельское хозяйство, социально-экономическое развитие и т. д.)”.

III. Понятие краеведения

По вопросу о краеведении написано немало работ. Однако до сих пор нет единого понимания термина “краеведение”.

В разные годы в понятие “краеведение” вносилось различное содержание.

В 20-х годах XX в. оно рассматривалось как метод синтетического изучения какой-либо определенной, выделяемой по административным, политическим или хозяйственным признакам относительно небольшой территории .

  В 30-х годах краеведение определялось как “общественное движение, объединяющее местное трудовое население, активно участвующее в соцстроительстве всего края на основе всестороннего его изучения”. Были также высказывания о нем как об особой науке, предмете преподавания.

А. С. Барков говорил, что “краеведение есть комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края”. ( Барков А. С. О научном краеведении.— В кн.: Вопросы методики и истории географии. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961)

Обычно считается, что краеведением занимается каждый, кто непосредственно изучает то или иное природное или общественное явление на данной территории. Однако большинство авторов сходятся на том, что “краеведение ставит себе такие же задачи, как и география. Оно стремится не только собрать данные о какой-то территории, но и поставить их в зависимость, выяснить влияние одних факторов на другие, т. е. стремится также дать комплексную картину природы и жизни в данной местности” (А. С. Барков. Вопросы методики и истории географии. (Избранные работы.) М., Изд-во АПН РСФСР, 1961, стр. 74.) Исходя из того, что объект и методы изучения географии и краеведения совпадают, А. С. Барков рассматривал краеведение как “малую географию”, или, точнее, как “малое страноведение”.

Но краеведением занимаются историки, естествоиспытатели, специалисты языка и литературы, архитекторы, работники искусств. Поэтому краеведение может быть различное: историческое, естественно-историческое и т. п. вплоть до археологического.

Однако ни в какой другой науке оно не находит для себя столь пригодных методов исследования, как в географии. В настоящее время, говоря о краеведении, чаще всего понимают его именно как краеведение географическое, в задачу которого входит всестороннее, синтезированное изучение родного края.

  В краеведении, так же как и в географии, предметом изучения является местность, территория. Сам термин “краеведение” означает, что изучается территория, определяемая понятием “родной край.

IV. Сущность школьного краеведения и его значение

Понятие “школьное краеведение” по своему содержанию включает в себя разностороннее изучение местного края. В связи с этим конкретное место для своих предметов в школьном краеведении находят учителя литературы, истории, биологии и географии. Благодаря синтезирующей, комплексной особенности географической науки преподаватели географии часто выступают организаторами, руководителями школьного краеведения.

Школьное краеведение как система в учебно-воспитательной работе проводится в плане географического, исторического, литературного, природоведческого краеведения и в других направлениях. Все эти направления, представляя собой части целого, являются основными структурными элементами общешкольного краеведения, тесно связаны между собой как по своему содержанию, так и по форме организации и методам проведения.

Каждое из направлений школьного краеведения обусловлено конкретными задачами, стоящими перед тем или иным учебным предметом. Каждое направление имеет собственный объект изучения, представляет собой самостоятельную систему краеведческой работы в школе.

Конкретным проявлением связей между различными направлениями краеведческой работы является исторический подход, осуществляемый учителем в изучении природных и социально-экономических условий родного края, его культуры, искусства, литературы, устного народного творчества.

В школьном краеведении главная роль в изучении принадлежит учащимся под руководством учителя. Изучением края может заниматься и местное население, а также туристы.

Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края по разным источникам и главным образом на основе непосредственных наблюдений под руководством преподавателя.

Школьное краеведение отличается от общественного тем, что оно осуществляется только учащимися и развивается в соответствии с учебными и воспитательными задачами школы. Одно из условий школьного краеведения — руководящее участие в нем учителя. Исходя из программы, состава учащихся класса и местных возможностей, он определяет объекты для исследования, виды и методы работы, организует на изучение края учащихся и руководит их работой. Поэтому успешные результаты школьного краеведения во многом зависят от того, в какой степени учитель сам краевед и как он сумеет заинтересовать своих учеников. Учитель должен хорошо знать край, систематически его изучать и владеть знаниями краеведческой работы со школьниками. Самому учителю краеведение также приносит большую пользу. Занимаясь краеведческой работой с детьми, он обогащается знаниями, улучшается и его педагогическое мастерство; он знакомится ближе с населением, с родителями своих учеников, изучает работу местных организаций и предприятий. Краеведение для учителя — верный путь к научной исследовательской деятельности.

В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания.

В обучении географии краеведение—одно из средств осуществления воспитывающего обучения. Работы, связанные с изучением родного края, помогают формированию географических понятий. Материал о природе края, хозяйственной деятельности местного населения может использоваться в качестве примеров и иллюстраций на уроках, в своем краю имеется больше возможностей и условий для практического применения приобретенных знаний.

Таким образом, школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, направленную на изучение края, но и как одно из условий, обеспечивающих обучение географии на конкретном жизненном материале.

Краеведческий принцип в обучении географии и его значение

Как любая система, географическое краеведение в школе представляет собой комплекс элементов, находящихся в определенных организационно-методических взаимосвязях и взаимоотношениях. Комплекс элементов географического краеведения — это его задачи, и принципы организации, содержание краеведческой работы, формы и методы ее проведения, планирования и руководства.

Географическое краеведение как система в учебно-воспитательной работе обусловлено общими целями и задачами воспитания и образования. Основными задачами географического краеведения, направленными на практическое осуществление связи обучения и воспитания с жизнью, трудом являются, во-первых, всестороннее изучение учащимися природных и социально-экономических условий родного края и, во-вторых, использование добытых при этом краеведческих знаний, практических умений и навыков учащихся в целях более глубокого и осмысленного усвоения учебного материала и активизации учебно-воспитательной работы.

Составными частями географического краеведения являются учебная (программная) и внеклассная краеведческая работа. По своему существу, педагогическому значению и целевым установкам оба эти направления тесно связаны между собой, взаимообусловлены и дополняют друг друга. Практически нельзя представить одно направление работы без другого.

Школьное географическое краеведение—составная часть школьного краеведения. Оно направлено на всестороннее и взаимосвязанное познание школьниками (в учебное и внеурочное время) природы, природных богатств, населения и хозяйства местного края, т. е. изучение географии своей местности, или “малой географии”. На примерах знакомых фактов, касающихся окружающей природы и хозяйства, учащиеся практически, наглядно знакомятся с важнейшими географическими понятиями. В этом случае будет иметь место  краеведческий принцип   в преподавании географии. Следовательно, развитие географического краеведения в школе дает возможность успешно применить важнейшее средство повышения качества географических знаний и умений учащихся—краеведческий принцип в преподавании географии.

На краеведческом принципе должны строиться обычные уроки, тогда как многие учителя краеведение связывают с организацией походов и кружковой работой по изучению края. Это происходит оттого, что практически в школе бывает легче заинтересовать учащихся однократным краеведческим походом, чем наладить систематическое изучение края. От учителя требуется меньше усилий для организации похода, чем на постановку всего преподавания географии на краеведческой основе. В этом и кроется одна из причин того, что внеклассное краеведение получало более широкое распространение, а его связь с учебными занятиями была недостаточной. При правильной организации краеведения в школе должен обеспечиваться тесный контакт учебных занятий со всей краеведческой работой.

Основными краеведческими факторами активизации учебно-воспитательной работы являются:

а) содержание краеведческого материала как источника возбуждения познавательного интереса учащихся, которое способствует осознанному пониманию причинно-следственных связей в природных и экономических явлениях и процессах;

б) практическое осуществление связи обучения и воспитания с жизнью, трудом. Этот принцип, являясь методологической основой школьного краеведения, выступает одним из важнейших средств активизации учебно-воспитательной работы;

в) создание проблемной ситуации, связанной с решением учебно-практических задач краеведческого содержания, которая является основным источником активизации мыслительной деятельности школьников;

г) организация наблюдений за природными и социально-экономическими явлениями родного края и использование добытых учащимися краеведческих знаний в учебной и воспитательной работе;

д) организация учебных и внепрограммных экскурсий, походов по родному краю, близких и дальних путешествий, тематических экспедиций, вечеров встреч, олимпиад, конференций и других работ краеведческого содержания;

е) система групповых и индивидуальных самостоятельных заданий (письменно-графическое оформление краеведческого материала, составление отчетов, докладов, рефератов, альбомов) и поисково-исследовательских задач;

ж) организация общественно полезной деятельности учащихся и привлечение их к агитационно-пропагандистской работе краеведческого содержания.

Краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс. Краеведческие походы и экскурсии помогают учителю лучше узнать своих воспитанников, так как возникает непринужденное общение учителя и учащихся, благодаря которому познаются моральные качества и духовный мир школьников. Занимаясь краеведением, учащиеся развивают индивидуальные склонности и способности.

Вместе с тем связь с местными предприятиями в процессе их краеведческого изучения способствует осуществлению политехнического обучения, требующего ознакомления учащихся с техникой и технологией производства.

Велико значение школьного краеведения в охране природы. Занимаясь краеведением, учителя знакомят учащихся с конкретными примерами преобразования природы края, а учащиеся обычно активно включаются в работу по ее охране. В процессе краеведения могут быть учтены все ценные природные объекты, исторические памятники и места отдыха. А это, собственно, первое условие для осуществления непосредственной работы по охране природы и рациональному использованию ее богатств. Школьники-краеведы много могут сделать и для воспитания бережного отношения к “зеленому другу” и жителей городов. В работу по изучению своего микрорайона города должна быть включена и охрана городских насаждений.

Изучение своей местности открывает школьникам возможность активно включиться в  общественно полезный труд и тем самым принять участие и в дальнейшем обогащении родного края. При этом различный характер содержания краеведения и многообразие форм его осуществления позволяет учащимся найти для себя применение в соответствии со своими интересами, склонностями и силами.

Краеведение — самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы. В краеведении возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы.

Краеведение создает условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии школьников.

Систематическое изучение природы в процесс краеведческих наблюдений воспитывает у школьников активное природоохранительное отношение к ней.

Большие возможности у краеведения для эстетического воспитания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у школьников любознательность и желание больше вникать в тайны природы.

Краеведение помогает видеть красоту природы, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. А это имеет огромное значение для воспитания  патриотизма.

V. Краеведческий компонент в системе школьного географического образования

Краеведческий принцип работы в нашей школе положен в основу всего педагогического процесса, начиная с I и заканчивая IX классом. После экскурсии (или похода) дети дают её описание, делают зарисовки, изготовляют коллекции и гербарии растений, пишут доклады на различные темы, а это способствует накапливанию богатейшего материала для использования его на уроках географии.

Накопление краеведческого материала

Для накопления краеведческого материала большое значение имеют экскурсии и кружковая работа.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Литература Приложение (2)

    Литература
    С середины 80-х и особенно с начала 90-х гг. в России, как и в целом в СССР, стали происходить серьезные изменения. Эти изменения затронули все стороны социально-экономической и особенно политической жизни советского общества.
  2. Литература Приложение (3)

    Литература
    Острый экономический кризис, с которым столкнулись многие страны в начале 80-х годов, потребовал перестройки государственного регулирования экономики, перехода к развитию рыночных отношений.
  3. Литература Приложения (2)

    Литература
    В настоящее время ситуация в стране противоречивая: на фоне продолжающегося, но замедляющегося сокращения производства наблюдается некоторое падение индекса инфляции:
  4. Литература Приложения (3)

    Литература
    Психологами установлено, что свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы его возникают и формируются, главным образом, в дошкольном и младшем школьном возрасте.
  5. Литература Приложение (4)

    Литература
    В настоящее время русский язык связывает воедино народы, проживающие в России: на русском языке происходит общение носителей разных национальных языков.

Другие похожие документы..