Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Отдельные аспекты управления информацией получили научное развитие сравнительно недавно. Особенно хорошо былы разработана та совокупность вопросов об...полностью>>
'Учебно-методическое пособие'
Методическое пособие посвящено описанию содержания, методов работы и условий эффективности технологии формирования социальных навыков у воспитанников...полностью>>
'Книга'
Книга представляет собою переработанное и существенно расши­ренное за счет новых материалов издание сборника «Гриф «секретно» снят» В основе нового и...полностью>>
'Диплом'
Перед розробкою пропозицій щодо оптимізації процесу планування рекламної кампанії на підприємстві, доцільно проаналізувати результати рекламної кампа...полностью>>

Главная > Учебно-методический комплекс

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПСИХОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс дисциплины

Часть II

Бийск

БПГУ имени В.М. Шукшина

2009

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет

имени В.М. Шукшина»

ПСИХОЛОГИЯ

Часть II

Учебно-методический комплекс дисциплины:

методические рекомендации для преподавателей

Бийск

БПГУ имени В.М. Шукшина

2009

ББК

Д

Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Бийского педагогического государственного университета
имени В.М. Шукшина

Рецензент:

канд. психол. наук, доцент Е.М. Трофимова

Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины: методические рекомендации для преподавателей / Сост.: Н.А. Кочергина, Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2008. – с….

Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний.

Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности 032900 (050301.65) Русский язык и литература, 032900.00 (050301.65) Русский язык и литература с дополнительной специальностью.

 БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009.

 Сост.: Н.А. Кочергина, 2009.

Надежда Александровна Кочергина

ПСИХОЛОГИЯ

Часть II

Учебно-методический комплекс дисциплины:

методические рекомендации для преподавателей

Сдано в набор Подписано в печать

Формат 60х90/16. Гарнитура Times. Бумага офсетная.

Печать оперативная. Усл. п.л.2,54. Тираж 100 экз.

Заказ, с. (сп.).

Редакционно-издательский отдел Бийского педагогического государственного
университета имени В.М. Шукшина - 659333, г. Бийск, ул. Короленко, 53.

Издательство

Утверждаю

Декан факультета

_________________

«_____» __________



Рабочая программа

психологии

Кафедра ________________________________________________________________________

(наименование кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины)

Шифр и

наименование

дисциплины ОПД.Ф.01 Психология. Педагогическая психология.

Социальная психология __________________________________________________________________

(шифр с указанием цикла подготовки (ГЭС, ЕН, ОПД, ДС, СД), наименование дисциплины)

Статус _______________________________обязательная_____________________________

(обязательная, элективная, факультативная)

Специальности

(направления) 032900(050301.65) Русский язык и литература, 032900.00 (050301.65) Русский язык и литература с дополнительной специальностью

(коды специальностей (направлений)

Формы обучения_________________________дневная___________________________

(дневная, заочная)

Объем дисциплины ___________________________102______________________________

(общий объем дисциплины, час.)

Распределение по семестрам

Номер

семестра

Учебные занятия

Число

курсовых

проектов

(работ),

расчетных

заданий

Форма

итоговой

аттестации (зачет,

экзамен)

Общий объем

в том числе

аудиторные

Самостоятельная

работа

всего

из них

Лекции

Практич.

Лаборат.

3

102

54

36

14

4

48

-

экзамен

Рабочая программа составлена на основании ГОС направлений и специальностей высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31.01.2005 года.

ОПД.Ф.01 Психология

Педагогическая психология. Предмет и задачи педагогической психологии. Понятие учебной деятельности. Психологическая сущность и структура учебной деятельности. Проблема соотношения обучения и развития. Психологические проблемы школьной отметки и оценки. Психологические причины школьной неуспеваемости. Мотивация учения. Психологическая готовность к обучению. Психологическая сущность воспитания, его критерии. Педагогическая деятельность: психологические особенности, структура, механизмы. Психология личности учителя. Проблемы профессионально-психологической компетенции и профессионально-личностного роста. Учитель как субъект педагогической деятельности.

Социальная психология. Предмет социальной психологии. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Группа как социально-психологический феномен. Феномен группового давления. Феномен конформизма. Групповая сплоченность. Лидерство и руководство. Стадии и уровни развития группы. Феномен межгруппового взаимодействия. Этнопсихология. Проблемы личности в социальной психологии. Социализация. Социальная установка и реальное поведение. Межличностный конфликт.

Разработчики доценты Н.А. Кочергина, И.С. Пищева

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

психологии

Заведующий кафедрой _____________________ Н.Е. Варшавская

Одобрена Ученым советом филологического факультета

«_______»_____________________ Председатель

ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели и задачи дисциплины

Данная дисциплина является логическим продолжением курсов «История психологии», «Общая психология», «Возрастная Психология», опирается на базовые положения, рассматриваемые в них, и имеет своей направленностью развитие психологической компетентности будущих специалистов в сфере образования, способствует активному освоению и рефлексии накопленных современной психологической наукой знаний, содействующих продуктивности педагогической деятельности. Овладение теоретическими знаниями по педагогической и социальной психологии станут фундаментом профессионализма будущего учителя, который, в свою очередь, включает основные группы компетентностей. В их числе - компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности; компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми; компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах.

Цель курса «Психология. Педагогическая психология. Социальная психология» – помочь студентам осознать общие закономерности и механизмы усвоения личностью социокультурного опыта в процессе обучения и воспитания; способствовать пониманию социально-психологических явлений, постижению законов общения людей в социальных группах, динамики развития групп, возможностей влияния друг на друга в процессе группового взаимодействия.

Задачи курса:

- подготовка к решению профессиональных проблем;

- формирование представлений о психологических аспектах социальных явлений;

- развитие направленности на рефлексию собственной деятельности и ее результатов;

- формирование у студентов склонности и умений выделять в повседневной жизни и собственной педагогической деятельности явления психической реальности, строить предположения о субъективной составляющей поведения школьников;

- формирование умения интегрировать результаты, продукты педагогической деятельности и деятельности учащихся, и на их основе прогнозировать ход личностного развития субъектов образовательного процесса.

Структура курса педагогической и социальной психологии предусматривает лекции, семинарские и лабораторные занятия. «Педагогическая психология» включает в свой состав следующие основные разделы: психология обучения, психология воспитания, психология педагогической деятельности и личности учителя. «Социальная психология» состоит из четырех взаимосвязанных между собой разделов, обеспечивающих последовательное изучение студентами теоретико-методологических вопросов социальной психологии, социально-психологических закономерностей общения и взаимодействия людей, психологии больших и малых групп, проблемы личности в социальной психологии.

Задачи лекционных занятий: помочь студентам ориентироваться в современных психологических теориях обучения и воспитания, выявлять их развивающий эффект; уяснить сущность психологических оснований новых образовательных технологий; определять проблемы личностного развития и профессионального роста субъектов образовательного процесса; ознакомить студентов с теоретическими и практическими проблемами социальной психологии, помочь осознать закономерности социально-психологических явлений.

Задачи семинарских занятий: обеспечить студентам возможность использования теоретических знаний по педагогической и социальной психологии в учебных ситуациях; развитие творческого профессионального мышления в процессе решения проблемных заданий; контроль усвоения основных теоретических положений курса.

Задачи лабораторных занятий: создать условия для овладения навыками и умениями самостоятельного исследования личностных качеств будущего педагога, применения методического инструментария, способствующего анализу и прогнозированию потенциальных возможностей субъектов образовательного процесса в различных учебных и воспитательных ситуациях.

Рабочая программа составлена на основании учебного плана и государственного стандарта высшего профессионального образования.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В процессе изучения дисциплины «Психология. Педагогическая и социальная психология» студенты должны:

Знать: основные понятия педагогической и социальной психологии, психологические особенности педагогической деятельности, психологические основы организации процессов обучения и воспитания, процессов взаимодействия людей в социальных группах.

Уметь: анализировать явления психологической реальности в процессе усвоения личностью социокультурного опыта, особенности отношений участников педагогического процесса, включенных в группы (школьный класс, педагогический коллектив); выделять психологические аспекты в решении педагогических задач, в том числе задач сплочения классного коллектива.

Владеть навыками диагностики и проектирования индивидуального развития субъектов образовательного процесса.

Место курса в системе общепрофессиональной подготовки студента

Педагогическая и социальная психология является одной из дисциплин общепрофессиональной подготовки студентов педагогического вуза (федеральный компонент). Усвоение теоретических положений данного курса опирается на знания, полученные будущими учителями при изучении философии, истории психологии, общей психологии, введения в специальность. В свою очередь, он является фундаментом для освоения студентами общепредметных дисциплин, таких как педагогика, теория и методика преподавания русского языка и литературы, основы специальной педагогики и психологии.

В соответствие с учебным планом дисциплина изучается в третьем семестре и включает в свой состав 4 модуля (дидактические единицы):

Модуль

Содержание модуля

Модуль № 1

Педагогическая психология:

Раздел I. Педагогическая психология как отрасль психологических знаний

Раздел II. Психология обучения

Раздел III. Психология воспитания

Раздел IY. Психология педагогической деятельности и личности учителя

Модуль № 2

Социальная психология:

Раздел I. Введение в социальную психологию

Раздел II. Социальная психология групп

Раздел III. Социальная психология личности

Итоговый модуль

Итоговый модуль

Итоговый контроль знаний по курсу (экзамен)

Тематический план

Модуль № 1

Педагогическая

психология

Наименование тем, разделов

лекции

семинары

лабораторно-практические

Раздел Педагогическая психология как отрасль психологических знаний

2

Общая характеристика педагогической психологии.

Образовательный процесс как объект педагогической психологии.

2

Раздел Психология обучения

2

2

Психология учебной деятельности. Школьник как субъект учебной деятельности.

Проблема соотношения обучения и развития.

4

2

Психологические проблемы школьной отметки и оценки.

2

Психологические причины школьной неуспеваемости.

2

Раздел Психология воспитания

2

2

Психологические основы воспитания.

Раздел Психология педагогической деятельности и личности учителя

2

2

2

Психология педагогической деятельности и общения.

Психология личности учителя.

2

2

Модуль № 2

Социальная

психология

Раздел Теоретические основы социальной психологии

2

Ведение в социальную психологию.

Раздел Психология групп

2

Малая группа как социально-психологический феномен

Большие группы и массовые движения.

2

Динамические процессы в малой группе.

2

Феномен межгруппового взаимодействия.

2

Этнопсихология.

2

Раздел Личность в социальной психологии

2

Проблемы личности в социальной психологии.

Социализация.

2

Социальные установки личности.

2

Межличностный конфликт.

2

2

Итого:

36

14

4




Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория обучения» Бийск

    Учебно-методический комплекс
    П 24 Педагогика [Текст]: учебно-методический комплекс дисциплины «Теория обучения» / Автор-составитель: Е.Б. Манузина; Бийский пед. гос. ун-т им. В.М.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (1)

    Учебно-методический комплекс
    Ф 77 Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Т.А. Ашихмина; Бийский пед. гос.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (1)

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Р.М. Беликова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (24)

    Учебно-методический комплекс
    П Коррекционная педагогика с основами специальной психологии [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.А. Першина; Бийский пед. гос.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (56)

    Учебно-методический комплекс
    Д Современный русский литературный язык. Синтаксис [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Е.В. Белогородцева, М.Г. Шкуропацкая; Бийский пед.

Другие похожие документы..