Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Показано, что в современном представлении, группой релятивистской инвариантности должна являться группа преобразований Лоренца-Каратеодори, а не груп...полностью>>
'Лекция'
познакомить слушателей с принципами и практической реализацией основных, наиболее часто используемых при проведении полевого социологического исследов...полностью>>
'Документ'
На карте современного мира Александрия Египетская появилась в IV веке до нашей эры, рожденная мечтой Александра Великого об идеальном городе. Каждый ...полностью>>
'Документ'
Портфолио профессиональной деятельности педагогического работника является формой оценки его профессионализма и результативности деятельности, осущес...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

68

Министерство общего и специального образования

Российской Федерации

Правительство Ленинградской области

Ленинградский областной государственный университет

имени А.С. Пушкина

Кафедра практической психологии

На правах рукописи
Бекленищева Татьяна Николаевна
Взаимосвязь самооценки и статусного положения в системе межличностных отношений в группе учащихся младшего подросткового возраста
Специальность: 0204400 - Психология

Выпускная квалификационная работа (диплом)

Научный руководитель: Шабанов З.Н.

Рецензент:

Екатеринбург

2000

Министерство общего и специального образования

Российской Федерации

Правительство Ленинградской области

Ленинградский областной государственный университет

имени А.С. Пушкина

Кафедра практической психологии

На правах рукописи
Бекленищева Татьяна Николаевна
Взаимосвязь самооценки и статусного положения в системе
межличностных отношений в группе учащихся младшего
подросткового возраста
Специальность: 0204400 - Психология

Выпускная квалификационная работа (диплом)

Научный руководитель: Шабанов З.Н.

Рецензент:

Оглавление

Стр.

Введение 3
Глава 1. Особенности развития межличностных взаимоотношений
и самооценки детей младшего подросткового возраста 7

Глава 2. Экспериментальное изучение межличностных

взаимоотношений и самооценки детей младшего

подросткового возраста 33

Глава 3. Практическая часть 41

Выводы и рекомендации 57

Заключение 59

Список использованной литературы 60

Приложения 62

Екатеринбург 2000

ОТЗЫВ

На дипломную работу Бекленищевой Татьяны Николаевны «Взаимосвязь самооценки и статусного положения в системе межличностных отношений в группе учащихся младшего подросткового возраста».

Дипломная работа содержит большой теоретический и практический материал по проблеме общения в подростковом возрасте. Особое внимание уделяется в ра­боте на изучение межличностных взаимоотношений детей младшего подросткового возраста, на изучение самооценки детей данного возраста.

Делается заключение, что причины трудностей об­щения в подростковом возрасте часто становятся очень актуальными в школе. Часто такого рода трудности возника­ют из-за личностных особенностей подростков.

Работа состоит из трех глав. В первой главе подробно освещаются теоретические вопросы по проблеме межличностных взаимоотношений в младшем подростковом возрасте, даётся общая харак­теристика подросткового возраста, показана специфика обще­ния, его особенностей, названы основные причины трудностей, возникающих в процессе общения. Во второй главе даётся описание методик, которые способствуют выявлению статусного положения подростка в системе межличностных взаимоотношений, определению уровня самооценки. В третьей главе описывается исследование проведенное на базе средней школы № 96 г. Екатеринбурга. В работе делается заключение, что самооценка зависит от статусного положения подростка в группе.

Дипломная работа имеет практическое значение для работы школьного психолога, классных руково­дителей. Проблемы общения, которые затрагивает автор дип­ломной работы, являются актуальными, особенно в условиях современной школы.

Данная дипломная работа заслуживает положительной оценки.

З.Н. Шабанов

Реферат

Тема данной выпускной квалификационной работы – «Взаимосвязь самооценки и статусного положения в системе межличностных отношений в группе учащихся младшего подросткового возраста». Цель работы: изучить влияние статусного положения ребенка в группе на формирование его самооценки.

Объектом исследования являются дети младшего подросткового возраста в возрасте 10 – 11 лет, в количестве пятидесяти человек.

В процессе работы были изучены основные аспекты межличностных отношений в группе детей младшего подросткового возраста, даны представления о самооценке детей данного возраста.

В исследовательской части на основе изучения межличностных отношений в группе детей младшего подросткового возраста был определен социальный статус каждого ребенка в группе, определен уровень самооценки у каждого ребенка в группе, выявлена взаимосвязь между статусным положением ребенка в группе и уровнем его самооценки.

Дипломная работа состоит из трех частей:

  • в первой части представлен анализ литературных источников, изложены основные теории по данной теме;

  • вторая часть экспериментальная, в ней дается описание применяемых методик, описание выборки испытуемых, процедуры исследования;

  • третья часть является практической, в которой дана обработка данных по применяемым методикам, математическое подтверждение гипотезы.

Далее следуют выводы, рекомендации, заключение, приложения.

Все полученные данные отражены в графиках, таблицах, в приложении.

Введение

Становление личности индивида не может рассматриваться в от­рыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включа­ется. По словам К. Маркса, общество "не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды на­ходятся друг к другу".

Природа межличностных отношений в любых общностях доста­точно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональ­ные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реали­зует себя, отдавая об­ществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её дея­ния явля­ются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержа­нию, ценно­стям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформаль­ных объединениях, - индивид про­являет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отно­шений с другими.

Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. В детских и подростковых группах складыва­ются межличностные отно­шения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Не­смотря на то, что проявления межличностных отно­шений в каждой кон­кретной группе имеют свою неповторимую историю, на разных возрас­тных этапах действуют общие закономерности их становления и разви­тия.

Первая из них отражает обусловленность природы межличностных отношений тем местом, которая возрастная социальная группа занимает в обществе. Вторая ха­рактеристика межличностных отношений – это их за­висимость от совместной дея­тельности, которая в любую историческую эпоху опосредствует развитие межлично­стных отношений в группе, оп­ределяет их строение. Третья особенность межлично­стных отношений за­ключается в их уровневой природе – сколько-нибудь сложив­шаяся группа имеет определенный уровень развития, от которого зависит наличие или отсутствие тех или иных её социально-психологических особенностей и характер её влияния на индивидов.

Любая группа на любой возрастной ступени характеризуется своей осо­бой социальной ситуацией развития. Понятие социальной ситуации развития было введено Л.С. Выготским для характеристики развития личности ребенка внутри определенного возрастного этапа на основе конкретно – исторической системы его отношений с социальной действи­тельностью. Понятие социальной ситуации развития может быть приме­нено и к характеристике детской группы.

Это прежде всего объективные условия существования данной группы, опреде­ляемые исторической эпохой, культурой и пр.

Другим компонентом социальной ситуации развития детской группы является её объективный социальный статус, определяемый пре­жде всего положением детства как социально – возрастной группы в структуре общества.

Помимо объективных условий социальной ситуации развития детской группы существует субъективный аспект социальной ситуации развития. Он представлен социальной позицией, т.е. отношение членов детской группы к этим объективным ус­ловиям , статусу, и их готовностью к принятию этой позиции и действиям в соответ­ствии с ней.

Анализ социальной ситуации развития позволяет раскрыть содержание меж­личностных отношений в детских группах. В детских и подростковых группах могут быть выделены функционально – ролевые, эмоционально – оценочные и личностно – смысловые отношения между сверстниками.

Эмоционально – оценочные отношения выявляются в непосредственном взаи­модействии детей, отражая систему их предпочтений. Знание этих отношений позво­ляет ответить на многие вопросы связанные с поведением ребенка. На первый план здесь выступают эмоциональные предпочтения – симпатии, антипатии, дружеские предпочтения и т.д.

В последнее время, с притоком новых социальных взглядов, когда многое ме­няется и нажитое за последние десятилетия переходит в небытие необходимо нахо­дить новые цели, новые способы деятельности, которые бы давали нам больше, по­зволяли бы более продуктивно работать в новой сложившейся ситуации. Отход от то­талитарного общества и попытки прийти к более демократичному укладу жизни тре­бует от нас пересмотра многих аспектов окружающей нас действительности.

Исходя из этого актуальность данной темы определяется следующими аспектами: наше внимание должно затрагивать особую ситуацию развития детей данного возраста, в данном случае 10-11 лет; необходимо найти точки соприкосновения изменяющегося мира и процесса становления такого вида деятельности ребенка в этом возрасте, как эмоционально – личностное общение, а также уточнить влияние сложившейся социальной ситуации на него; следующим аспектом можно назвать необходимость изучения мотивов эмоцио­нального выбора в межличностных отношениях подростков что в свою очередь вы­ражается необходимостью изменений в воспитательной работе школы, в связи с по­явлением новых воспитательных технологий. Большинство этих технологий нахо­дится только в стадии теоретической разработки и требуют скорейшей практиче­ской апробации, в то время как различные технологии обучения довольно успешно практикуются многими школами на всей территории Российской Федерации.

В данной работе планируется подойти к решению некоторых из обозначенных проблем и оказать реальную помощь в которой нуждается практика современной общеобразовательной школы.

Цель работы: изучить влияние статусного положения ребенка в группе на формирование уровня его самооценки.

В данной работе нами решались следующие задачи:

  1. Проанализировать литературные источники по данной проблеме.

  2. На основе анализа источников построить схему исследования межличностных отношений и самооценки детей младшего подросткового возраста.

  3. Подготовить и провести необходимые исследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть гипотезу.

  4. Обработать результаты и сделать соответствующие выводы.

  5. Ознакомить работников школьного учреждения с полученными результатами, а также дать необходимые рекомендации.

Гипотеза: дети с низким статусным положением в группе будут иметь более низкую самооценку, чем дети имеющие более высокий статус.

Предмет исследования: зависимость уровня самооценки ребенка младшего подросткового возраста от его статуса в данной группе.

Объект исследования:

  • экспериментальная группа «А» в количестве 25 человек, из них 13 мальчиков и 12 девочек в возрасте 10-11 лет;

  • экспериментальная группа «Б» в количестве 25 человек, из них 12 мальчиков и 13 девочек также в возрасте 10-11 лет.

Для изучения уровня самооценки каждого ребенка группы была использована методика самооценки качеств личности (Т. Дембо – С. Рубинштейна).

Для проведения диагностики межличностных отношений в группе подростков была использована методика выявления социометрического статуса личности и структуры межличностных связей в группе (социометрия).

  1. Особенности развития межличностных взаимоотношений и самооценки детей младшего подросткового возраста

    1. Психологическая характеристика группы и коллектива.

1.1.1. Социально-психологическая характеристика групп.

Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельно­сти, - важнейший вопрос социальной психологии.

Реальность общественных отношений всегда дана как реаль­ность отношений между социальными группами, поэтому для социо­логического анализа крайне важ­ным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию сле­дует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.

«Группа - это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зре­ния социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности» [13]. Сразу же следует оговориться, что в общественных нау­ках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия “группа”. С од­ной сто­роны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются ввиду условные группы: произвольные объединения (группи­ровки) людей по какому либо общему признаку необходимому в данной системе ана­лиза.

С другой стороны, в целом цикле общественных наук под груп­пой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены одним общим признаком, разно­видностью совместной деятельности или помещены в какие-то иден­тичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

Группы бывают: большими и малыми, от двух человек и более, ус­ловными и ре­альными. Реальные группы делят на малые и большие, офи­циальные и не официаль­ные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и некон­тактные. Стихийные - К.К.Платонов на­звал «неорганизованными группами».

Группы состоят из людей, общества - из групп. Индивиды, группы и общества - это три современные реальности, они взаимосвязаны. Все группы более или менее специализированы. Их специализация зависит от потребности людей. Так, семья в промышленном городе имеет одновре­менно генетическую и воспитательную функ­ции. Другие группы выпол­няют другие функции. Индивиды участвуют в во многих группах. Неко­торые группы предполагают физическое присутствие ее членов. Одно­временно можно участвовать в нескольких группах: члены команды по футболу, учебные заведения. Существуют постоянные, временные, слу­чайные или спорадиче­ские группы. Некоторые группы созданы для дли­тельного существования и стремятся к этому: школы, деревня, предпри­ятия, заинтересованные в продолжении своего дела. Это группы, которые не хотят исчезнуть. Другие группы обречены на недлительное существо­вание (туристы). Некоторые группы являются свободными, другие имеют обязательный характер. Так, появившись на свет, мы не выбирали семью, этническую группу или нацию, другие группы, куда вступают по жела­нию: спортивный клуб, культурные общества или социальное объедине­ние. Формальные группы характери­зуются организованной структурой. Социальные отношения здесь носят безличный характер (различные пар­тии). В неформальной группе существуют личные, социаль­ные отноше­ния, которые осуществляются в ролях, определяемых внутренней средой, симпатиями (это друзья, приятели, “клуб по интересам”). Первичная или ограничен­ная группа является основой для человека это - семья. В ней происходит процесс культуризации. Вторичные группы - большие по размеру и отношения в них форма­лизованы. Пример: баскетбольный клуб в который входят несколько команд, - это вторичная группа. А одна ко­манда - первичная группа.

Социальная психология предпринимала многократные попытки по­строить клас­сификацию групп. Американский исследователь Ювенк вы­членил семь различных принципов, на основании которых строились та­кие классификации. Эти принципы были самыми разнообразными: уро­вень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобла­дающий тип контактов в группе. Однако общая черта всех пред­ложенных классификаций - формы жизнедеятельности группы.

Для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реаль­ных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологи­ческих исследованиях - реальные лабора­торные группы. В отличие от них сущест­вуют реальные естественные группы. Социально-психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидности реальных групп. Однако наибольшее значе­ние имеют реальные естественные группы. В свою очередь эти естествен­ные группы подразделяются на так называемые “большие” и “малые” группы. Малые группы - обжитое поле социальной психологии. И все же остановимся на ней.

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены ко­торой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возник­новения эмоциональных отноше­ний, групповых норм и групповых про­цессов.

Целесообразность исследования групп очевидна, т.к. они являются удобной мо­делью изучения процессов внушаемости, конформности, сра­батываемости, общения и т.д. за определенный промежуток времени.

Лабораторные исследования малых групп могут быть приближены к реальным жизненным условиям двумя разными способами. Первый спо­соб идет по пути созда­ния экспериментов, изолирующих все важнейшие и второстепенные атрибуты этих ситуаций. Второй способ сближения идет по пути не только организаций условий эксперимента, но и включает ис­следования реальных контактных групп в “жизненных” (моделируемых) условиях взаимодействия.

И что ценно, в лабораторных исследованиях малых групп соблюда­ется обще - психологический принцип подбора испытуемых: они должны быть одного возраста, пола, близкого уровня образования.

Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значи­тельно сложнее и требует особого рассмотрения. Важно подчеркнуть, что эти “большие” группы также представлены в социальной психологии не­равноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования на За­паде (это по преимуществу большие, не организованные, стихийно воз­никшие “группы”, сам термин “группа” по отноше­нию к которым весьма условен), другие же, подобно классам, нациям значительно слабее пред­ставлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. В группах первого вида, процессы протекающие в них, хорошо описаны в некоторых разделах социальной психологии, в частности при исследова­нии способов воздейст­вия в ситуациях вне коллективного поведения.

Точно также малые группы могут быть подразделены на две разно­видности: формирующиеся группы, уже заданные внешними социаль­ными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и кол­лективы, т.е. группы более высокого уровня развития, связанные со специфическими видами социальной дея­тельности. Группы первой разновидности можно обозначить как “становящиеся”.

Эта классификация может быть наглядно представлена в виде схемы представ­ленной в учебнике Г.М. Андреевой « Социальная психология» [1]:

Группа

Услов­ные

Реаль­ные

Лаборатор­ные

Естествен­ные

Боль­шие

Малые

Орга­низованные

Не организо­ванные

Становя­щиеся

Коллективы

Все, начиная с рубрики “реальные естественные группы”, представ­ляют объект исследования в социальной психологии.

Традиционно в социальной психологии изучаются некоторые пара­метры группы: композиции группы (или ее состав), структура группы, групповые процессы, групповые ценности, нормы, система санкций. Каж­дый из этих параметров может приобретать совершенно различное значе­ние в зависимости от того общего подхода к группе, которые реализуется в исследовании. Так, например, состав группы может быть, в свою оче­редь, описан по совершенно различным показателям, в зависимости от того, значит ли в каждом конкретном случае, например, возрастные про­фессио­нальные или социальные характеристики членов группы. Оче­видно, не может быть дан единый рецепт описания состава группы, осо­бенно в связи с многообразием ре­альных групп. в каждом конкретном случае начинать надо с того, какая реальная группа выбирается в качестве объекта исследования.

Иногда состав микрогруппы и соответственно структура отношений в ней носят более сложный характер. Например, в старших классах школы нередко можно встре­тить объединения детей, включающие по 4-5 чело­век, объединенных близкими дру­жескими связями. Однако в большинстве реальных групп на практике такие объеди­нения школьников встречаются крайне редко. Поэтому можно считать, что группы - диады и группы - триады представляют собой наиболее типичные микрогруппы, из которых состоит любая малая группа. Их внимательное изучение может дать очень много полезной информации для понимания более сложной системы взаимоотноше­ний, имеющихся в малой группе или коллективе.

Разнообразна структура больших групп, в которые входят малые:

  • социальные классы;

  • различные этнические группы;

  • профессиональные группы;

  • возрастные группы (в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и др.).

Реальная группа выбирается в качестве объекта исследования: школьный ли это класс, спортивная команда или производственная бри­гада. Иными словами, мы сразу “задаем” некоторый набор параметров для характеристики состава группы, в зависи­мости от типа деятельности, с которыми данная группа связана. Тоже можно сказать и относительно структуры группы. Существует несколько достаточно формальных при­знаков структуры группы: структура предпочтений, структура коммуни­каций, структура власти.

“Соединение” процессов, протекающих в группе и других характеристик группы - до сих пор не вполне решенная для социальной психологии проблема. Если после­дова­тельно идти по пути, заложенным исходным методическим принципом, то к групповым процессам прежде всего следует отнести такие процессы, которые органи­зуют деятельность группы.

Следует также подробно остановиться на вопросах общих качеств группы и проблеме развития групп.

Непосредственно общие качества группы:

  1. Интегративность - мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, (отсутствие интегративности - разобщенность, де­зинтеграция).

  2. Микроклимат определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовле­творенность группой, комфортность нахождения в ней.

  3. Референтность - степень принятия членами группы групповых эта­лонов.

  4. Лидерство - степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач.

  5. Интрагрупповая активность - мера активизации групповой состав­лящих ее личностей.

  6. Интергрупповая активность - степень влияния данной группы на другие группы.

Кроме этих качеств рассматриваются еще и такие:

  • направленность группы - социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм;

  • организованность - реальная способность группы к самоуправле­нию;

  • эмоциональность - межличностные связи эмоционального харак­тера, преобла­дающей эмоциональный настрой группы;

  • интеллектуальная коммуникативность - характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка;

  • волевая коммуникативность - способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях.

Проблема развития группы никогда не ставилась с целью выяснить разные уровни этого развития, и, далее, вскрыть специфику различных параметров группо­вой деятельности на каждом из этих уровней. Вместе с тем без такого подхода кар­тина развития группы не может быть полной. Целостное представление о развитии группы по характеристике группо­вых процессов допускает и более дробный анализ, когда отдельно иссле­дуется развитие групповых норм, ценностей система межлично­стных от­ношений и т.д. С точки зрения социальной психологии исследование ха­рак­теристик больших социальных групп наталкивается на целый ряд трудностей. Богат­ство методик изучения различных процессов в малых группах часто контрастирует с отсутствием подобных методик для иссле­дования, например, психологического об­лика классов, наций и других групп такого рода. Отсюда иногда рождается убежде­ние, что общность психологии больших групп не поддается научному анализу. От­сутствие традиции в таком исследовании еще более укрепляет такие взгляды. Вме­сте с тем, социальная психология в точном значении этого слова, без раз­дела о психоло­гии больших социальных групп, вообще не может претен­довать на успех [8]. По утвер­ждению Дилигенского Г.Г., рассмотрение пси­хологии больших групп не может счи­таться правомерным, ибо это не одна из проблем данной дисциплины, а важнейшая ее проблема. «Как бы ни была велика роль малых групп и непосредственно межлично­стного общения в процессах формирования личности сами по себе эти группы не соз­дают исторически конкретных социальных норм, ценностей, устано­вок». Все эти и другие содержательные элементы общественной психоло­гии возникают на основе ис­торического опыта. Ссылаясь на Дилиген­ского Г.Г. «этот опыт лишь «доведет» до индивида через посредство ма­лой группы и межличностного общения». Поэтому со­циально - психологи­ческий анализ больших групп можно рассматривать как “ключ” к позна­нию содержания психики индивида.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Взаимосвязь самооценки и статусного положения в системе межличностных отношений в группе учащихся младшего подросткового возраста (2)

    Диплом
    Работа хоть старая, но качественная, к диплому идет 7 приложений, если заинтересует пишите, могу выслать несколько приложений и часть работы для ознакомления.
  2. Программа региональной межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых пятигорск 2011

    Программа
    Давыдов Ю.С., президент Пятигорского государственного лингвистического университета, академик РАО, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории.
  3. Курс лекций по дисциплине психология деловых отношений

    Курс лекций
    Психология – и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает столетие, но можно с уверенностью сказать,
  4. 3 анализ литературы по проблеме особенностей межличностных отношений в юношеском возрасте

    Реферат
    Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна.
  5. В. андриенко социальная психология

    Документ
    По мере прогрессивного развития психологии, физиологии и других наук о человеке возрастают возможности их педагогических приложений. Ближайшее будущее педагогики безусловно связано с расширяющимся включением в ее сферу этих приложений

Другие похожие документы..