Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Литература'
Приведены теоретические основы и особенности процесса теплообмена, выполнены технологические, проектные и прочностные расчеты, расчет гидравлического...полностью>>
'Документ'
Методика формирования системы оплаты и стимулирования труда в образовательных учреждениях (далее – Методика) утверждается нормативным правовым актом ...полностью>>
'Документ'
1. Установить, что переселение граждан и членов их семей в сельскую местность органами Федеральной службы занятости России для работы на предприятиях...полностью>>
'Образовательный стандарт'
1.1 Стандарт дисциплины устанавливает общие требования к содержанию, структуре, объему дисциплины СД 06 «Отопление» и условиям ее реализации в АлтГТУ...полностью>>

Главная > Урок

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Седых Елена Викторовна

Управление образования администрации г. Белгорода

Тема опыта:

«Использование технологии уровневой дифференциации на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средства сохранения психофизического здоровья учащихся».

Автор опыта:

Седых Е.В., учитель биологии

МОУ СОШ № 48 г. Белгорода

Белгород, 2007 год

Содержание

I. Информация об опыте…………………………………………………….3

II. Технология опыта………………………………………………………….6

III. Результативность опыта…………………………………………………13

IV. Библиографический список……………………………………………. 16

V. Приложения к опыту …………………………………………………..17

I.Информация об опыте

1. Тема опыта: «Использование технологии уровневой дифференциации на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средства сохранения психофизического здоровья учащихся».

2. Автор опыта: учитель биологии и экологии МОУ СОШ № 48 Седых Елена Викторовна

3. Условия возникновения опыта, становления опыта.

Данный педагогический опыт реализуется в МОУ СОШ № 48, которая располагается рядом с гимназией № 1 и лицеем № 9. Поэтому большинство учащихся школы – дети среднего уровня подготовки. Результаты анкетирования психологической службы школы показали, что у учащихся интерес к биологии и другим предметам естественного цикла ниже, чем к предметам гуманитарного цикла и низкая мотивация к учебной деятельности.

Кроме того, вызывал тревогу, рост числа хронических заболеваний у школьников, особенно при переходе от среднего к старшему звену.

Я решила применять в своей работе личностно-ориентированных технологии, которые позволяют учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его склонности, способности, интересы, свойства мышления и памяти и сохранить здоровье детей.

Тема опыта вытекает из методической темы образовательного учреждения «Развитие положительной мотивации у учащихся к учебной деятельности посредством использования здоровьесберегающих технологий в процессе обучения». С 2000 года педагогический коллектив, психологическая и медицинская службы нашей школы работают над данной проблемой. В прошлом году на базе школы открыт медико-оздоровительный центр, т.о. в ОУ созданы все условия для сохранения и укрепления здоровья детей.

4. Актуальность опыта.

В последнее время наблюдается постоянное ухудшение здоровья всех категорий населения. Особое беспокойство вызывает состояние здоровья молодого поколения. За последние 10 лет частота выявленных функциональных нарушений и хронических болезней у учащихся возросла более чем на 20%. В специальной литературе появились такие, связанные сор школой, термины, как «школьный стресс», «дидактогения», «школофобия».

Это крайне сказывается на интеллектуальном развитии учащихся: 13% отстают от среднего уровня развития, 25% испытывают затруднения и не могут полностью освоить программу общеобразовательной школы.

Очевидно, что сегодня необходимы экстренные и кардинальные меры для устранения негативной ситуации со здоровьем населения. По свидетельству Г. И. Молчанова и М.С. Лукьянчикова, к семилетнему возрасту здоровыми остаются 23% детей, но по данным углубленного изучения к группе полностью здоровых из них можно отнести лишь 8,8%. Однако медицинские нововведения не смогут обеспечить существенного улучшения здоровья детей, если не произойдут определенные изменения на уровне общеобразовательных учреждений, задачами которых должны быть:

  • Использование здорвьесберегающих технологий образования.

  • Формирование правильной системы ценностей, мотивов и установок.

  • Ориентация учащихся на здоровый образ жизни [1, с. 4-5].

Мой опыт позволяет разрешить противоречие между требованиями программы по биологии и низкой мотивации обучающихся, между требованиями учителя и невозможностью удовлетворить их некоторыми учениками и, прежде всего, по причине ухудшения здоровья.

  1. Ведущая педагогическая идея опыта.

Среди основных задач, стоящих в настоящее время перед школой в целом и каждым учителем в частности, нет более важной задачи, чем сохранение и укрепление здоровья учащихся. Для реализации поставленной задачи необходимо отобрать и использовать те педагогические технологии, которые позволят укрепить и сохранить здоровье школьников, будут побуждать их к упорной и систематической учебной работе. Поиск решения проблемы привел к необходимости использования методов индивидуализации и дифференциации обучения, а также внедрения инновационных адаптированных технологий.

6. Длительность работы над опытом.

Работа над опытом продолжается более 4 лет (с октября 2002 года).

7. Диапазон опыта распространяется на единую педагогическую систему: урок биологии, занятия элективного курса, внеурочную деятельность (научное общество учащихся, внеклассные мероприятия).

8. Теоретическая база опыта.

Работая над проблемой отбора и внедрения технологий, которые позволили бы сохранить здоровье учащихся и повысить мотивацию к учебной деятельности, я изучила труды основоположников педагогики здоровья Дж. Локка и Ж.Ж. Руссо, работы современных педагогов кандидатов педагогических наук Дегтерева Е.А., Синицына Ю.Н., кандидата медицинских наук, профессора Смирнова Н.К., доктора биологических наук, профессора Безруких М.М., а также опыт педагогов г. Белгорода, работающих по данной проблеме (Макотрова Г. В., Ставцева В. В., Попова Е. В., Мухортова Н.Е.).

Одним из ключевых понятий опыта является понятие технология. Технология обучения – совокупность форм, методов, приемов и средств передачи социального опыта, а так же техническое оснащение этого процесса; это направление в дидактике, область научных исследований по выявлению принципов и разработке оптимальных обучающих систем, по конструированию воспроизводимых дидактических процессов с заранее заданными характеристиками. Главная проблема, подлежащая решению с помощью технологий – управляемость процессом обучения [2, с. 787].

Здоровьесберегающую технологию определяют, как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером [3, с. 6].

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматри- вать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба их здоровью [3, с. 7].

Понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной

характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – учащихся и педагогов [4, с. 44].

Сущность опыта состоит в том, что методы и формы, предполагающие дифференциацию процесса обучения, обладают здоровьесберегающим потенциалом. Внутриклассная дифференциация, осуществляемая по степени оказания методической помощи каждому учащемуся, наиболее эффективна. Она позволяет выстроить индивидуальную траекторию успеха, подбор ребенку адекватных его индивидуальным способностям и возможностям методов и средств обучения. Использование дифференциации на основе интересов учащихся и уровня их обученности, предоставления им свободы выбора выполнения учебных задач повышает самостоятельность учащихся, позитивно влияет на эмоционально-волевую сферу личности, а, следовательно, укрепляет здоровье [5, с. 66].

Особую роль в сохранении психофизического здоровья учащихся играют формы организации учебно-познавательной деятельности. Доминирование на всех этапах обучения фронтальной формы организации приводит к мышечной зажатости, скованности, возникновению сколиоза. А творческое сочетание парных и групповых, индивидуальных и коллективных форм работы снимает динамическое напряжение и эмоционально насыщает учебный процесс [5, с. 67].

Под дифференциацией понимается способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности и т. д.) [6, с. 7].

В понимании дифференциации можно выделить три основных аспекта:

  • учет индивидуальных особенностей учащихся;

  • группирование учащихся на основании этих особенностей;

  • вариативность учебного процесса в группах.

Дифференциация и индивидуализация образовательного процесса, а также использование интерактивных методов (составление карты понятий, метод проектов, игровые методы) является методической основой личностно-ориентированного подхода в процессе обучения [6, с. 5].

Я убеждена, что использование технологии уровневой дифференциации – это одно из приоритетных направлений организации учебно-познавательной деятельности, позволяющее повысить качество обучения биологии и создать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

II. Технология опыта.

Новизна моего опыта состоит в комбинации известных элементов технологий, методов, приемов и форм обучения для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Цели и задачи опыта:

  • обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта с последующим переходом в зону актуального развития;

  • создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из различных источников; учатся использовать приобретенные знания, приобретают коммуникативные умения, работая в группах; развивают системное мышление;

  • создать условия для сохранение и укрепления здоровья обучающихся.

  • обеспечить развитие творческих способностей в рамках конструируемой модели обучения биологии.

Обучать школьников на одном высоком уровне невозможно, это приводит к перегрузкам и развитию утомляемости, что в конечном итоге ведет к появлению отрицательного отношения к предмету.

Технология уровневой дифференциации позволяет учитывать личностные возможности каждого ребенка, его способности и состояние здоровья [7, с. 23].

Учащиеся овладевают программным материалом на различных уровнях сложности: репродуктивном, конструктивном и творческом. Элементы технологии уровневой дифференциации используются на различных этапах урока.

На этапе усвоения новых знаний работа в группах как форма организации учебной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка и формировать положительную мотивацию к предмету (приложение 1). Составляя задания для групп, я учитываю следующее: количество заданий по изучению нового материала должно быть равно количеству учащихся в группе; а вопросы в групповом задании представлены на трех уровнях репродуктивном, конструктивном и творческом [8, с. 22].

Вот пример группового задания для самостоятельной работы учащихся на уроке изучения нового материала:

-Прочитайте текст учебника.

-Выполните задания:

  • разработайте опорный конспект содержания учебной статьи;

  • подготовьте краткий пересказ содержания статьи;

  • сконструируйте репродуктивные вопросы для взаимопроверки усвоения знаний статьи;

  • сконструируйте проблемное задание с целью организации групповой дискуссии на уроке;

  • ответьте на вопросы учителя (2-3 вопроса разного уровня сложности по выбору для письменной работы учащихся, или тесты).

Группы могут быть гомогенными или разноуровневыми в зависимости от состава класса (приложение 1).

Для контроля знаний применяю разноуровневые контрольные и самостоятельные работы, а также комбинированные задания – тесты уровней А и В и творческие задания уровня С (приложение 2).

В качестве домашнего задания предлагаю ребятам не просто выучить параграф, а еще и выполнить творческое задание (решить биологическую задачу, составить кроссворд, написать мини-сочинение, сочинить сказку) (приложение 3).

Предельным вариантом дифференциации является индивидуализация. Это построение учебного процесса с учетом особенностей каждого ученика [6, с. 7].

Для индивидуализации обучения очень эффективным является использование на уроках методики составления карты-понятия [9, с. 31]. Общая схема построения уроков сводится к следующему:

- Составление карты-понятия в начале урока до прохождения новой темы: «Что я уже знаю об этом понятии».

- Составления карты-понятия в завершении урока, после изучения новой темы: «Что я теперь знаю об этом понятии».

- Составление карты-понятия после выполнения домашнего задания с использованием учебника, дополнительной литературы, других источников знаний: «Что я еще узнал об этом понятии».

При проверке домашних заданий и последующем сравнении трех карт-понятия учащиеся делают выводы:

- Как много я теперь знаю по сравнению с тем, что я знал до начала работы.

- Где я ранее ошибался.

- Что я нашел такого, чего не знали другие ребята.

Последнее ориентирует учеников на поиск дополнительной информации для углубления и расширения знаний.

Процесс совершенствования и дополнения карт - понятия может продолжаться до бесконечности.

Наиболее удачно использование данной методики при проведении уроков обобщающего повторения.

В качестве примера проиллюстрирую карту - понятия, составленную на уроке обобщающего повторения по теме «Химический состав клетки» (приложение 4).

Технология уровневой дифференциации реализуется с использованием метода проектов в процессе обучения.

Проектная технология на уроках биологии в 5-9 и 10-11 классах открывает перед каждым школьником возможности проявить себя, выявить свои способности, наметить будущую профессио­нальную деятельность, иными словами, по­пробовать и испытать себя в разных сфе­рах, выявить что-то близкое и интересное для себя и сконцентрировать на этом свои желания, силы, способности [10, с. 43]. Это позволя­ет включить в учебный процесс самое важ­ное: активность, интерес и сознательную самореализацию главного участника - обу­чаемого. На уроках использую информационные, исследовательские и творческие проекты, краткосрочные (1-6 часов) и средней продолжительности (1 неделя - месяц). Я разработала темы проектов для всех параллелей с 5 по 11 класс.

Приобщение учащихся к проектной деятельности происходит постепенно. В 5-7 классах применяю проекты – игры. При организации таких уроков творческая проектная деятельность сочетается с игровыми формами. С помощью игры я стараюсь снять психологическое утомление учащихся и повысить интерес к учебным занятиям. В 9-11 классах проектное обучение носит научно-исследовательский характер и предусматривает использование учащимися дополнительных источников информации (научной литературы, Интернет-ресурсов).

Основная форма организации учебной деятель­ности на уроках по проектному обучению - групповая. Каждая группа выполняет свой подпроект, который является составной частью общего проекта. Результатом деятельности учащихся является создание отчетов в форме компьютерных презентаций, плакатов, опорных схем.

Учебные занятия, моделированные по проектной технологии, позволяют использовать широкий спектр методов и приемов обучения: проблемно-поисковый, частично-поисковый, исследовательский методы, мозговая атака, построение структурно-логических схем, синквейн [11, с. 35].

Дифференциация и индивидуализация процесса обучения осуществляется с применением информационно-коммуникативных технологий [12, с. 55].

Информационно-коммуникационные технологии использую на уроках и во внеурочной деятельности для решения следующих задач:

1. Усиление наглядности при изучении нового материала (интерактивные лекции), для чего активно использую мультимедийные презентации. Мною разработаны презентации по основным и наиболее сложным разделам биологии для учащихся 5-11 классов (всего около 40). При проведении лабораторных работ по биологии использую виртуальные лабораторные работы (Учебное электронное издание «Открытая Биология 2,5», ред.А.Н. Маталин, «Физикон», 2003), которые позволяют, не выходя из школьного кабинета выполнять сложные научные эксперименты.

2. Выявление и устранение пробелов в знаниях учащихся по биологии. Использую программу «1С: Репетитор. Биология» и «Открытая Биология 2,5», позволяющую с помощью тестов определить уровень знаний и умений учащихся.

3. Создание копилки методических материалов. Мною созданы следующие электронные банки данных: компьютерных презентаций, тестов и разноуровневых контрольных работ, методических рекомендаций по биологии. Составлен каталог Интернет-ресурсов по биологии и экологии для учащихся основной и старшей школы.

4. Организация внеклассной и внеурочной работы по предмету (сопровождение школьных акций и праздников по биологии компьютерными презентациями, просмотр учебных фильмов).

Информационно - коммуникационные технологии активно начинают применять и мои ученики. Работая над исследовательскими проектами, ребята используют материалы Интернет сайтов http://ipkps.bsu.edu.ru; www. ; www. ege.ru; http://www.unk.org.ru и др.

Кроме того, защита проекта обязательно сопровождается компьютерной презентацией, которую учащиеся создают самостоятельно.

Формирование здоровой и творческой личности не может ограничиваться только рамками урока. Внеурочная деятельность позволяет раскрыть возможности и способности каждого ученика, создает условия для развития его неповторимой индивидуальности.

Новой и интересной, здоровьесберегающей формой организации внеурочной работы, которую я применяю с 2005года, являются интегративные дни погружения.

В апреле 2006 года в рамках экологического месячника в нашей школе мной был организован и проведен интегративный день погружения «Человек и его здоровье» для учащихся 10-х классов.

Ход интегративного дня погружения.

1.Педагогическая мастерская «Здоровье-это…».

На мастерской ребята создавали свой образ здоровья, задумывались над тем, какие ассоциации у них возникают при упоминании слова «здоровье», выясняли, какие факторы влияют на состояние здоровья человека.

2. Работа по секциям.

Были организованы секции биологии «Стресс: «за» и «против», экологии «Экологические факторы и болезни человека», физической культуры «Целебная сила движений» и химии «Химия жизни».

Работа в секциях проходила с элементами мастерской и проблемного обучения, она способствовала осмыслению значимости здорового образа жизни и развитию коммуникативной культуры.

Например, на биологической секции ребята обсуждали роль эустрессов в жизни каждого человека. Мотивация к занятию была создана при заполнении анкеты, где учащиеся на основе собственных воспоминаний анализировали проявление стресса, моделировали способы выхода из состояния стресса. В заключении были выработаны практические рекомендации правильного поведения в стрессовых ситуациях.

3. Мини-спектакль «Суд над болезнями».

4. Рефлексия (ребятам было предложено написать сочинение-рассуждение по темам «Здоровье-это…», «Здоровье моей семьи», «Здоровый образ жизни в 21 веке»).

Такая форма организации внеурочной деятельности способствует осмыслению ценности здоровья и здорового образа жизни, создает творческую обстановку совместного педагогического поиска и самореализации каждого участника дня погружения.

Логическим продолжением проектного обучения на уроках является работа школьного научного общества учащихся «Юный биолог», созданного в 2005 году. Цель школьного НОУ - выявление одаренных учащихся и приобщение их к научно-исследовательской деятельности. Основные направления работы НОУ - научное исследование и теоретическая подготовка обучающихся. В научном обществе занимаются учащиеся 9-11 классов (2 группы- 7 и 8 человек) по программе «Экология человека».

Работа над исследовательским проектом продолжается от нескольких месяцев до года и включает несколько этапов:

первый – выбор проблемы, определение актуальности темы проекта;

второй – определение объекта и предмета исследования, формулировка целей, задач и гипотезы.

третий – создание творческих групп (наработка идей и способов решения проблемы).

четвертый – обмен информацией между группами (круглый стол).

пятый – защита результата поисковой деятельности, выработка совместного решения.

Моя задача – помочь ребятам выбрать актуальную тему научного исследования, научить их формулировать цели, задачи, определять предмет и объект исследования, рабочую гипотезу, помочь в подборе литературы и методики выполнения работы, познакомить с методами статистической обработки данных.

В заключении проектная работа заслушивается на заседании НОУ, а затем авторы представляют проект на общешкольной научно-практической конференции (проводится 1 раз в год) (приложение 5). Лучшие работы участвуют в городских, областных и Всероссийских конкурсах.

Темы лучших научно-исследовательских проектов.

  • «Отношение молодых белгородцев к проблеме твердых бытовых отходов».

  • «Оценка экологического состояния почв урбанизированных территорий города Белгорода».

  • «Оценка состояния древесных растений в условиях города Белгорода».

  • «Оценка загрязненности воды методом биотестирования на примере реки Везелка».

Учебно-исследовательская дея­тельность позволяет каждому школьнику проявить свою индивидуальность, научиться вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, отстаивать свою точку зрения, принимать решения и нести за них ответственность[11, с. 36]. Исследовательская работа помогает детям глубже узнать биологию, правильно выбрать профессию, ребята становятся более общительными и интеллектуально развитыми. Работа в научном обществе приносит огромное удовлетворение и интересна не только детям, но и мне. Погружаясь в обстановку творчества, царившую на заседаниях НОУ, я вместе с ребятами вступаю на непростой путь исследования, узнавая много нового и неизведанного.

Используемые мною методы, приемы и формы организации учебной деятельности способствуют здоровьесбережению учащихся. Как учителя и как мать, меня волнует проблема сохранения здоровья детей.

Здоровье – понятие комплексное. Оно зависит от социально-экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания, качества питания, медицинского обслуживания, профилактической работы с детьми медиков и педагогов, системы оздоровительных учреждений. Задачей учителя биологии является не только дать ребенку биологические знания, но и научить его использовать эти знания для сохранения и укрепления собственного здоровья.

Почти каждый урок курса можно использовать для разъяснения учащимся важности профилактики тех или иных заболеваний, показа влияния факторов окружающей среды на сохранение и укрепление здоровья.

На уроках ботаники учащиеся изучают роль растений в жизни человека, узнают о лекарственных, ядовитых растениях и грибах.

При изучении анатомии, физиологии и гигиены (8 класс) учащиеся получают знания о строении и функциях человеческого организма, а также о вредном влиянии курения, алкоголя, наркотиков на работу органов и их систем; овладевают простейшими навыками оказания первой медицинской помощи. В процессе изучения раздела «Человек и его здоровье» систематическое обращение к вопросам пропаганды правильного поведения и здорового образа жизни может сыграть значительную роль в профилактике появления и развития различных заболеваний.

С целью активизации интереса школьников к поставленной проблеме использую на уроке следующий прием.

Вниманию класса предлагается описание ситуации, в которой имеются сведения о тех или иных нарушениях, например, опорно-двигательного аппарата у подростков. В каждой конкретной ситуации предлагается несколько вопросов с вариантами ответов, из которых один или несколько – правильные. Учащиеся самостоятельно находят правильные ответы, после чего организуется коллективное обсуждение проблемы с комментариями учителя.

Предлагаемые для обсуждения ситуации помогут школьникам получить необходимые знания и навыки в этой области (приложение 6).

Практические и познавательные вопросы, касающиеся формирования здорового образа жизни и сохранения здоровья ребенка, целенаправленно способствуют развитию интереса детей к предмету.

Самооценка учебной деятельности учащихся на уроках осуществляется через рефлексию. Рефлексия - «возврат» - процесс познания человеком самого себя, своего внутреннего мира, анализ собственных мыслей, переживаний, размышления о самом себе [2, с. 623].

Осуществляю рефлексию следующими способами:

1) Закончите предложение:

Самым интересным для меня было.……………………..

Самым неинтересным для меня было.………………….

Вопросы, рассмотренные на занятии для меня.……………………..

Я как практик хочу отметить.………………………………………..

Самым скучным на занятии для меня было.………………………….

Мне не понравилось.………………………………………………….

Теперь бы я хотел ещё узнать о.……………………………………….

Мне понравилось.……………………………………………………….

Я научился………………………………………………………………..

Я был бы рад ………………………………………………………

Учащиеся или сознательно выбирают любое или предложенное достается путем случайного выбора.

2) Барометр настроения

-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5

очень плохо очень хорошо



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Тема опыта (6)

    Документ
    его продолжительное функционирование Творческое проектирование на уроках технологии Корчагин Владимир Евгеньевич – учитель технологии заключительная На заседании методического объединения Эффективное совершенствование педагогического
  2. Тема опыта (3)

    Документ
    Интенсивное формирование устойчивых навыков правописания на основе обобщенно-сопоставительного подхода к изучению орфографического материала в условиях эксперимента.
  3. Тема опыта (5)

    Урок
    Сведения об авторе опыта: Накарякова Галина Георгиевна, учитель начальных классов, классный руководитель 3В класса. Первая квалификационная категория.
  4. Тема опыта (2)

    Документ
    Автор опыта: Сергеева Татьяна Георгиевна, учитель английского языка муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов»,г.
  5. Тема опыта (4)

    Реферат
    Введение новой формы итоговой аттестации направлено на решение проблем, связанных с созданием рейтинга образовательной подготовки выпускников за счет формирования системы более объективной и достоверной оценки уровня знаний.

Другие похожие документы..