Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Интерес к проектам по возобновляемой энергетике неуклонно растет во всем мире, ставит множество технологических и технических задач, а также выявляет...полностью>>
'Методичні рекомендації'
Прооцеси міжкультурної інтеграції на національному та міжнародному рівнях обумовили модернізацію змісту мовної освіти в Україні. Мова виступає як зас...полностью>>
'Документ'
4.5.1 Ограничения, утверждаемые в составе документов территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальн...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности/...полностью>>

Хельсинкской Группы «Мониторинг прав человека» (1)

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Проект

Московской Хельсинкской Группы

«Мониторинг прав человека»

Годовой доклад о положении с правами человека в субъекте Российской Федерации

Республика Дагестан

2005 год

ВВЕДЕНИЕ

Составитель доклада:

Доклад подготовлен Информационно-аналитическим Центром «Ракурс» (ИАЦ «Ракурс»). Адрес ИАЦ «Ракурс»: г. Махачкала, пр. Шамиля, 24-31.

Тел.: (8722)-630643.

Т/ф.: (8722)-630643.

E-mail: junusov@; junusov@

Информационно-аналитический Центр «Ракурс» (ИАЦ «Ракурс») - общественная организация. Ее цели и задачи - содействие становлению гражданского общества в республике, развитию демократических институтов, содействие правовому просвещению населения республики, развитию движения в поддержку международного языка Эсперанто.

Организация учреждена 11.11.2002 г., зарегистрирована 26.11.2002 г. Главным Управлением Министерства юстиции РФ по РД, регистрационный № 1020500002852. Президентом ИАЦ «Ракурс» является журналист Абдурахман Юнусов.

В подготовке доклада непосредственное участие принимал Юнусов Абдурахман Гаджиевич, президент ИАЦ «Ракурс». В подготовке доклада также принимала участие Старостина Ольга Геннадьевна, ИАЦ «Ракурс».

Краткая характеристика субъекта Российской Федерации

В соответствии с Конституцией Дагестана, принятой 26 июля 1994 г., Республика Дагестан (РД) является суверенной республикой в составе Российской Федерации. РД преобразована из Дагестанской АССР в 1991 г.

Площадь РД составляет 50,3 тыс. км2. Протяженность с севера на юг – 420 км и с запада на восток – 216 км. Средняя высота над уровнем моря 1000 м, самая высокая точка – гора Базар-дюзю – 4466 м.

Республику составляют 42 административных района. В состав РД входят 10 городов,18 поселков городского типа, более 1600 населенных пунктов. Две трети населенных пунктов Дагестана расположены в горной части, в них проживает треть сельского населения республики. Основная часть населения проживает в предгорной части Дагестана. Средняя плотность населения достигает 41,2 человек на км2.

Численность постоянного населения Республики Дагестан на начало июля 2005 года составила 2630,7 тыс. человек, в том числе городского – 1123,6, сельского – 1507,1. Дагестан продолжает оставаться одним из немногих субъектов Российской Федерации, где сохраняется естественный прирост населения, и эта тенденция сохраняется. С начала года численность населения республики увеличилась на 8,9 тыс. человек, что произошло за счет естественного прироста населения, перекрывающего отрицательное сальдо миграции.

В республике по-прежнему преобладает сельское население. Так, в 2005 году удельный вес городского населения составил 42,7 % и сельского – 57,3 %. Весь прирост населения республики обеспечивается исключительно за счет естественного прироста населения, перекрывающего отрицательное сальдо миграции.

Как и в предыдущие годы, наибольший естественный прирост среди дагестанских национальностей отмечается у аварцев, даргинцев, лезгин, кумыков и табасаранцев. У русских, украинцев, татар и евреев, как и в предыдущие годы, сохранилась естественная убыль, что обусловлено продолжающимся отъездом из республики населения названных национальностей, преимущественно молодых возрастов.

Дагестан относится к числу субъектов Российской Федерации, где отмечается наименьший уровень смертности. Но, несмотря на то, что общий коэффициент смертности в республике значительно ниже среднероссийского, ситуацию нельзя считать благополучной. Оздоровления ситуации не происходит прежде всего из-за того, что смертность населения в республике сохраняется в последние 10 лет на одном уровне (15-16 тыс. человек умерших ежегодно). Анализ по возрастным группам показывает, что по-прежнему среди умерших преобладают лица преклонных возрастов.

Основными причинами смертности населения в трудоспособном возрасте по-прежнему остаются несчастные случаи, отравления и травмы, болезни системы кровообращения и новообразования.

Миграция населения

На миграционную ситуацию в республике продолжают оказывать значительное воздействие социально-экономическая, криминальная и политическая обстановка в республике и в целом на Северном Кавказе. Миграционные потоки в течение последних 15 лет неоднократно меняли свою направленность. Так, до 90-х годов республика имела отрицательное сальдо миграции, что было связано с отъездом населения на заработки в другие регионы страны. С начала перестройки ситуация существенно изменилась. Сальдо миграции стало положительным, что обусловлено возвращением дагестанцев на постоянное местожительство в республику из бывших союзных республик, а также из других республик, краев и областей России. В последние годы сальдо миграции снова отрицательное.

Продолжается отъезд из Дагестана некоренного населения (русских, украинцев, белорусов, татар, евреев и др.). В январе-июне 2005 года отъезд русских немного уменьшился.

Большинство отъезжающих из республики обосновываются на жительство в Северо-Кавказском, Центральном и в Поволжском районах.

В январе-мае 2005 года отмечается увеличение числа иммигрантов, прибывших из Узбекистана, Украины и Киргизии.

Анализ обстоятельств, вызвавших необходимость перемены места жительства мигрантов в возрасте 14 лет и старше, показывает, что среди прибывших в Дагестан по-прежнему преобладающее число мигрантов указали причины «возврат к прежнему месту жительства». А среди выехавших за пределы республики преобладают «причины личные, семейные» и «в связи с работой».

Государственная структура Дагестана

На территории Дагестана проживают 30 народов, представители 102 национальностей и народностей, небольших этнических групп с самостоятельными языками и диалектами, с самостоятельной культурой и традициями.

В соответствии с Конституцией Дагестана (принятой 26 июля 1994 г.) государственную власть в республике до февраля 2006 года осуществляли Государственный Совет, Народное Собрание (парламент), Правительство Республики Дагестан и суды Республики Дагестан.

Возглавлял исполнительную власть и обеспечивал взаимодействие различных ветвей государственной власти республики Государственный Совет РД, состоявший из 14 человек, по одному представителю от основных национальностей, населяющих республику, избранных Конституционным Собранием РД. Председатель ГС по Конституции являлся главой республики.

В феврале 2006 года Госсовет упразднен, президентом РФ назначен президент РД.

Президент Республики Дагестан – Муху Гимбатович Алиев.

  • Народное Собрание – парламент Республики Дагестан – представительный, законодательный орган государственной власти республики состоит из 121 депутата, избранных прямым, всеобщим и тайным голосованием по одномандатным территориальным округам.

Руководитель – председатель Народного собрания РД М. М. Магомедов.

Рабочие органы парламента представлены 7 комитетами:

- Комитет по законодательству, законности, государственному устройству и местному самоуправлению;

- Комитет по бюджету, финансам и налогам;

- Комитет по межнациональным отношениям, внешним связям, делам общественных объединений и религиозных организаций;

- Комитет по социальной политике;

- Комитет по экономической политике;

- Комитет по аграрной политике;

- Комитет по науке, культуре и образованию.

- Счетная Палата РД.

Правительство Республики Дагестан – исполнительно-распорядительный орган государственной власти республики, состоящий из 26 человек - возглавляет Председатель, имеющий четырех заместителей Председателя, в том числе двух первых заместителей.

Председателем правительства РД с 6 марта 2006 г. является Шамиль Зайналов (до него – Атай Алиев).

В составе республиканских органов управления 14 министерств, 2 Государственных Комитета и 6 Комитетов.

Судебную власть Республики Дагестан представляют:

Конституционный Суд Республики Дагестан – высший судебный орган по защите конституционного строя – состоит из 3 судей.

Верховный Суд Республики Дагестан – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляющий судебный надзор за их деятельностью – состоит из 42 судей, объединенных в две кассационных коллегии (по уголовным и гражданским делам). Председателем Верховного суда РД является А. М. Магомедов.

Высший Арбитражный Суд Республики Дагестан – высший судебный орган по разрешению экономических споров – состоит из 16 судей. Имеются три судебных состава:

первый судебный состав специализируется на рассмотрении дел возникающих из гражданских и иных правоотношений, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, дел по спорам специальной подведомственности, а также дел с участием иностранных лиц;

второй судебный состав специализируется на рассмотрении экономических споров и дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений;

третий – по рассмотрению дел по апелляционным жалобам на решения и определения Арбитражного суда РД.

Мировые судьи в Республике Дагестан являются судьями общей юрисдикции Республики Дагестан и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Народным Собранием РД назначено 93 мировых судьи.

Судебный департамент при Верховном Суде РФ по РД. Это федеральный государственный орган, осуществляющий организационное обеспечение (мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия) деятельности Верховного суда республики, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.

Обеспечение деятельности Верховного Суда РД осуществляется аппаратом этого суда.

Учреждения Судебного департамента призваны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.

Политическая ориентация избирателей

Политическая ориентация жителей республики в основном проправительственная и коммунистическая.

Общественные организации республики

По данным Госкомстата РД на 01.07.2005г. в республике зарегистрировано 1098 общественных объединений.

Зарегистрировано по состоянию на:

01.07.2005 г.

Всего общественных объединений

1098

в том числе:

Общественные организации

581

в том числе:

благотворительные

25

Региональные отделения политических партий

32

Общественные движения

57

Общественные фонды

175

в том числе:

благотворительные

33

Общественные учреждения

4

Органы общественной самодеятельности

2

Союзы ассоциаций общественных объединений

3

Общественные объединения с участием государства

1

Иные виды общественных объединений

243

в том числе:

профессиональные союзы

236

национально-культурные автономии

7

Зарегистрированные религиозные организации

656

Возросло количество общественных объединений, главным образом за счет увеличения количества общественных организаций и иных общественных объединений - профессиональных союзов и национально-культурных автономий. Одновременно, по сравнению с прошлым годом уменьшилось количество зарегистрированных политических партий и общественных движений.

На начало 2005 года в республике зарегистрированы 30 политических партий.

Вновь созданные партии:

Наименование партии

Количество

членов

Дагестанское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России» (ЛДПР)

127

Дагестанское Региональное отделение Общероссийской политической партии «Партия развития регионов. Природа и общество»

104

Дагестанское региональное отделение политической партии «Российская партия пенсионеров»

126

В первом полугодии 2005 года в республике зарегистрированы еще две новые политические партии:

Наименование партии

Количество

членов

Дагестанское региональное отделение политической партии «Всероссийская Коммунистическая Партия Будущего»

116

Региональное отделение политической партии « Социалистическая единая партия России» в Республике Дагестан

108

Наиболее многочисленными партиями в республике являются:

Дагестанское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» (27434 человек), Дагестанское региональное отделение политической партии «Народная партия Российской Федерации» (10384 человека), Дагестанское региональное отделение политической партии «Аграрная Россия» (10150 человек) и Дагестанское региональное отделение «Коммунистической партии Российской Федерации» (5000 человек).

Профсоюзы

Самой массовой общественной организацией в республике продолжает оставаться Федерация Профсоюзов Республики Дагестан (ФПРД). В 2005 году в республике функционировали 13 республиканских отраслевых комитетов профсоюзов.

Профком Махачкалинского объединенного авиаотряда, профсоюз авиалетных специалистов, Независимый Профсоюз предпринимателей и водителей Дагестана и первичная профсоюзная организация рабочих и служащих Военного Комиссариата РД существуют самостоятельно и с ФПРД не взаимодействуют.

По состоянию на 01.07.2005 г. в республике функционируют 4482 первичных профсоюзных организаций с численностью 397,4 тыс. человек. Из них 54 профкома объединяют 58,2 тыс. учащихся ВУЗов, техникумов (колледжей) и ПТУ.

Женские общественные организации в республике представляют:

  • Общественная организация «Союз женщин РД»;

  • Общественная организация женщин-мусульманок "Муслимат";

  • Общественная организация «Комитет Солдатских матерей Республики Дагестан»;

  • Дагестанское отделение общероссийского движения «Сельских женщин России»;

  • Дагестанская региональная организация «Российского Союза сельских женщин»;

  • Общественно-благотворительная организация "Лига защиты матери и ребенка";

  • Региональная общественная организация "Материнский очаг";

  • Региональный общественный благотворительный фонд «Благотворительная больница для женщин»;

  • Местная общественная организация «Совет женщин г. Избербаша»;

  • Региональное политическое общественное движение женщин «Женщины и общество»;

  • Местная общественная организация женщин «Три сестры».

  • Региональное отделение общероссийского общественного политического движения «Всероссийский женский союз»

  • Местная общественная организация «Союз женщин» Карабудахкентского района РД»;

  • Общественная организация «Матери против наркотиков»;

  • Дагестанская региональная общественная организация «Матери и вдовы чернобыльцев»;

  • Дагестанская региональная общественная организация женщин – участниц локальных войн».

В республике зарегистрированы пять национально-культурных автономий:

Региональная национально-культурная автономия (РНКА) ногайцев РД, зарегистрирована в октябре 2000 года;

Национально-культурная автономия «Дидойцы», зарегистрирована в октябре 2003 года;

Местная национально-культурная автономия «Гинухцы» - февраль 2004 г.;

Общественная организация «Дербентская еврейская национально-культурная автономия» – ноябрь 2004 г.;

Национально-культурная автономия лакцев - май 2005 года.

В республике запрещены ваххабистские организации. Не зарегистрированы и не функционируют структурные подразделения РНЕ и другие организации фашистского толка.

В расчете на душу населения Дагестан по сравнению со среднероссийским уровнем производит меньше валового регионального продукта в 3,4 раза, продукции промышленности - в 18 раз, сельского хозяйства - в 1,1 раза. В республике в расчете на душу населения основные фонды в 2,4 раза, инвестиции в основной капитал - в 3,1 раза, месячная заработная плата в 2,2 раза меньше, чем в среднем по России, а безработица в 2,3 раза выше. За последние восемь лет по большинству из этих показателей отставание Дагестана от среднего уровня России имеет тенденцию к возрастанию.

Дотационность республиканского бюджета Республики Дагестан за последние 13 лет составляла свыше 70 %, что характеризует степень финансовой зависимости состояния экономики и социальной сферы республики от федерального бюджета.

Отставание развития экономики и экономического потенциала от роста численности населения республики обостряет социальные проблемы, приводит к ослаблению социальной сферы и социальных гарантий, порождает хроническую безработицу, бедность и в целом низкий уровень жизни населения, становится тормозом на пути формирования гражданского общества.1

«Северокавказский регион вошёл в новый круг весьма опасных деструктивных перемен, знаковыми символами которых стали трагедии в Беслане и станице Бороздиновская, кадровые ротации в национальных республиках и реакция Кремля на письмо Полномочного Представителя Президента РФ в ЮФО Дмитрия Козака. По старой традиции общество снова задаётся вопросами: что происходит, какова перспектива?

…Кадровые перемены здесь, по сути, означают фарс, где одних криминальных и недееспособных по воле Кремля заменяют другие, не менее криминальные и недееспособные.

Республики печально уникальны: по уровню ВРП на душу населения стабильно занимают последние места в РФ. Террористические акты, убийства, покушения на жизнь политических и не политических деятелей составляют обыденный фон округа (особенно это касается Дагестана).

Промышленности как таковой нет. Сельское хозяйство в упадке. Все мало-мальски доходные предприятия и должности распределены между представителями полукриминальных этнических элит. Каждая республика имеет пограничные претензии к соседям.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Хельсинкской Группы «Мониторинг прав человека» (2)

    Доклад
    Информационно-аналитический Центр «Ракурс» (ИАЦ «Ракурс») - общественная организация. Ее цели и задачи - содействие становлению гражданского общества в республике, развитию демократических институтов, содействие правовому просвещению
  2. Совместный отчет Международная Хельсинкская Федерация по Правам Человека (мхф) Московская Хельсинкская Группа (мхг) (1)

    Публичный отчет
    Международная Хельсинкская Федерация по правам человека (МХФ) является неправительственной организаций, содействующей соблюдению обязательств по правам человека, принятых Заключительным Хельсинкским Актом и последующими документами.
  3. Совместный отчет Международная Хельсинкская Федерация по Правам Человека (мхф) Московская Хельсинкская Группа (мхг) (2)

    Публичный отчет
    Международная Хельсинкская Федерация по правам человека (МХФ) является неправительственной организаций, содействующей соблюдению обязательств по правам человека, принятых Заключительным Хельсинкским Актом и последующими документами.
  4. Московское бюро по правам человека (1)

    Документ
    В данном исследовании представлен правовой и содержательный анализ специфического направления деятельности органов государственной власти и, в частности, прокуратуры Российской Федерации по деловому сотрудничеству с общественностью
  5. Отчет Московской Хельсинкской группы о деятельности за 2010 год Содержание

    Публичный отчет
    В течение всего 2010 года Московская Хельсинкская группа (далее МХГ) активно продолжала деятельность, направленную на реализацию своих уставных целей и задач.

Другие похожие документы..