Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Памятка'
Избирательный процесс в Российской Федерации находится в стадии серьезного реформирования, имеющего целью приближение к мировым стандартам организаци...полностью>>
'Документ'
Перевод с португальского К.В. Комкова. OCR EleanorlibМногократно переиздававшийся роман "Рабыня Изаура" - наиболее популярное произведение к...полностью>>
'Документ'
затрат по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость, понесенных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, явл...полностью>>
'Документ'

Хельсинкской Группы «Мониторинг прав человека» (1)

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На днях некоторые массмедиа опубликовали вообще удивительный документ. Речь идёт об аналитическом докладе Козака, направленном Путину. Доклад обширен, но его суть понятна при ознакомлении с несколькими цитатами:

«Во всех Северокавказских республиках руководящие должности в органах власти, наиболее крупных хозяйствующих субъектах занимают лица, состоящие в родственных связях между собой. В результате оказалась разрушенной система сдержек и противовесов, что приводит к распространению коррупции... Корпоративные властные сообщества монополизировали политические и экономические ресурсы... Доминирующие кланово-корпоративные объединения в силу своей «закрытости» не заинтересованы в наличии механизмов обратной связи, позволяющих вести открытый диалог с обществом». В шести из двенадцати субъектов ЮФО отрицательный рейтинг высших должностных лиц превышает величину положительных оценок... Произвол властей порождает у большей части населения социальную апатию».

Далее Козак отмечает, что 26 % всей экономики ЮФО составляет теневой, криминальный сектор (в Дагестане – 44 %, по России –17 %). Сделан упор на коррупции и малой эффективности милицейско-судебных структур. По мнению Полпреда, 40-88 % населения региона постоянно сталкиваются с милицейским беспределом. Главным препятствием в бизнесе в докладе обозначены поборы и произвол властей. В конце Козак прогнозирует резкий рост напряжённости в округе.

Похоже, Северный Кавказ впереди ждут еще большие апокалипсисы».2

«Полномочный представитель Путина на Северном Кавказе Дмитрий Козак упрекнул российского президента в том, что политика назначения им политического руководства на Северном Кавказе может, скорее, вызвать хаос, чем предотвратить его. Политики, которых назначает Москва, окружены представителями кланов, с которыми они делят добычу. Москва, делая ставку на отдельные кланы, разрушает властный баланс. По сути дела, документ Козака, который предала гласности какая-то из кремлёвских фракций, предупреждает о том, что Россия теряет регион. Кремль де-факто ещё до реформы избирательной системы протаскивал, как в Чечне, своих фаворитов и при этом делал ставку на местных авторитетов, обретших самостоятельность. Так, президент Чечни Алу Алханов правит республикой по милости сомнительного авторитета, 28-летнего Рамзана Кадырова, сына убитого президента республики. В настоящее время опасаются конфликта между Дагестаном и Чечней. Наблюдатели постепенно склоняются к мнению, что в Дагестане обстановка станет более нестабильной, чем в Чечне. С начала года в Дагестане было совершено более 50 нападений на государственные силы безопасности, погибли около 30 милиционеров. Дагестан – республика, насчитывающая больше всего мусульман, но причиной волнений являются, не в последнюю очередь, большой уровень безработицы и организованная преступность».3

«На состоявшемся недавно заседании коллегии Генпрокуратуры были озвучены сенсационные итоги минувшего года.

Как сообщил Владимир Устинов, больше всего убийств остается нераскрытыми в Карачаево-Черкесии, Ингушетии и Дагестане.

«Если в 2003 году в числе территорий, где самый высокий удельный вес нераскрытых убийств, я называл Москву и Московскую область, то сегодня их место заняли Карачаево-Черкесия, Ингушетия, Дагестан, где не раскрыто от 30 до 55 % этих преступлений», - отметил Устинов.4

«Мы попросили ответить на наши вопросы Сергея Маркедонова, кандидата исторических наук, заведующего отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа.

- Сергей Мирославович, в чём, на ваш взгляд, заключается специфика Дагестана? Каковы его отличия от других регионов Кавказа?

- Исламский вызов популярен именно в Дагестане. Полиэтничная республика, в которой есть запрос на интегризм какой-то, на надэтнические ценности. А поскольку российская государственность этот надэтническии проект не даёт или даёт очень слабо, то в Дагестане, учитывая исламизированный характер республики, проявляется именно такой вот проект.

… - Чем отличается от общего терроризма северокавказский терроризм, а в нём чеченский и дагестанский методы террора?

- Вообще-то у чеченского и дагестанского терроризма есть существенные отличия. Это две, скажем так, самые сильные террористические практики на Северном Кавказе. Чеченский терроризм - он антироссийский изначально, с самого момента его существования. Дагестанский же терроризм пережил два этапа. Этап этнический, который существовал в основном в 90-х годах. И исламский вызов как второй этап имеет более короткую историю и фактически является результатом трансформации этнического. Но что отличает их в корне от чеченского терроризма - это то, что оба они имели своей целью Махачкалу, республиканскую власть, но не Россию...».5

Общая характеристика ситуации с правами человека

В целом ситуацию с правами человека в республике можно охарактеризовать как неблагополучную.

По сравнению с другими регионами, на наш взгляд, ситуация хуже, так как усугубляется этно-клановой системой распределения власти. Любая должность, по мнению многих людей, в том числе высших руководителей республики, покупается, и стоит дорого. По сути, властная структура более всего напоминает коммерческую структуру с высоким уровнем «рентабельности».

Общая ситуация с соблюдением прав за последние годы если и изменилась, то к худшему – стала острее конфронтация между отдельными (в том числе властными) группировками, которые постоянно выясняют между собой отношения с помощью взрывчатки и автоматов. При этом, как правило, страдают случайные люди. В республике, почти не существует какой-либо оппозиции. Власть совершенно нетерпима к инакомыслию. Ограничивается свобода слова, мысли.

Вот какова политическая структура современного Дагестана:

С одной стороны, сильная исполнительная власть в лице президента РД. С другой стороны, парламент, он в Дагестане один из самых крупных среди субъектов Федерации по количеству депутатов (121).

«Инициативы нашего парламента давно нет, есть согласие молчаливое и безропотное. Руководство республики больших успехов достигло в области согласия не только внутри себя, но и с федеральным центром. Подтверждением этому опять-таки является Народное Собрание и его председатель, который принял десятки законопроектов, не соответствующих Конституции страны, в результате чего был назван лучшим спикером страны. Город, напичканный тротилом, перерытый, недоделанный, с бензозаправками под жилыми домами назван самым благоустроенным в стране. Глава же всего этого хаоса и беззакония Магомедали Магомедов награждён Орденом 1-й степени за заслуги перед Отечеством».6

Коррумпированность власти усугубляется на фоне этно-клановой борьбы, как в политике, так и в разделении сфер влияния в экономике.

«В докладе полномочного представителя президента в регионе Дмитрия Козака, который попал в прессу, говорится о том, что представители местной власти погрязли в коррупции и обогащаются путём контроля над экономикой, милицией и судами. Пресс-секретарь Дмитрия Козака сказал, что в докладе был сделан вывод о том, что коррупция «создала недоверие среди населения, которое пытается найти альтернативу властям. К сожалению, они находят эту альтернативу в экстремистах».7

«В Дагестан с однодневной рабочей миссией прибыл полномочный представитель президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак.

С руководством республики Дмитрий Козак намеревался обсудить вопросы экономики и борьбы с преступностью. «Чтобы понять, какие эффективные меры можно принять, чтобы остановить скат республики в положение, когда ее захлестывает волна тяжких преступлений», - сказал Дмитрий Козак.

… Оценивая ситуацию в республике, полпред сравнил ее с прифронтовой зоной. А значит, власть должна действовать отлаженно, четко и эффективно. Она должна защищать общество от преступников, которых в республике очень много. И должна подчиняться закону, не отступая от него ни на букву. «Любое правонарушение, совершенное представителем власти в прифронтовой зоне, - это предательство. Любое притеснение кого бы то ни было, создание индивидуальных преференций кому бы то ни было по национальному признаку, по принадлежности к семье или фамилии - это разжигание межнациональной розни и провокация. Все эти проблемы к нам, органам публичной власти, можно предъявлять именно таким образом», - сказал Дмитрий Козак. В оценке своей работы полпред предложил исходить из того, что любое мздоимство и злоупотребление властью - это мародерство.

Другой вопрос, которого коснулся полпред, - выплата заработной платы бюджетникам. «Здесь тоже есть проблемы. В Дагестане на сегодня один из самых низких уровней доходов населения. А удельный вес расходов на государственное управление и местное самоуправление в консолидированном бюджете республики значительно выше среднероссийского», - сказал Дмитрий Козак. Было предложено действовать более прозрачно, честно, эффективно и слаженно. И пока региональная власть не поймет, что причины именно в этом, а не в том, что война, и можно многое списать, эффекта не будет ни в борьбе с криминалом, ни в устранении экономического отставания.

Решение экономических вопросов, по мнению полпреда, требует работы на всех уровнях власти. «Мы должны разобраться, что обязана сделать власть, а что не в состоянии. Чтобы не появлялось фантазий и утопий. Примеров того, что мы не управляем деньгами, бездарно их используем, - масса. Мы обираем учителей, врачей, не доплачиваем зарплату рабочим, чтобы переправить средства сюда. А дальше они попадают в качестве кредитов в ООО «Ласточка» и пропадают безвозвратно. Инвестиционные деньги размазываются. И с этим тоже необходимо разобраться. На строительство школы в республике уходит 4 года. Таких сроков уже не существуют в мире, в России о них давно забыли. Аналогичная ситуация и со строительством объектов здравоохранения. Поэтому необходимо передать власть на региональный уровень, чтобы вы отвечали за выделенные на республику федеральные средства», - сказал Дмитрий Козак. Для успешного развития экономики в республике, где проживает 2,5 миллионов «трудолюбивых людей, ценящих достаток и богатство», по словам полпреда, необходимо создать равные стимулирующие условия для развития экономически активных граждан. Благо этому способствуют «великолепный климат и благоприятнейшая почва для экономического развития». «Власть должна защитить любого, будь то владелец ларька или нефтяной компании, - сказал Дмитрий Козак. - Все, кто пытается создать свое предприятие в рамках закона, должен быть защищен властью от бандитов и коррумпированных чиновников». Полпред призвал проанализировать работу ГУПов и разобраться с эффективностью использования федеральной собственности.

Комментируя итоги совещания, Дмитрий Козак отметил, что разговор состоялся открытый и честный.

Позже Дмитрий Козак провел совещание в УФСБ России по Дагестану, на котором обсуждались вопросы обеспечения безопасности граждан в регионе.8

«О чём из года в год твердят «отцы»: о законе, мудрости «дагестанского народа» и тяжком собственном труде по построению процветающей республики? А чему каждый является свидетелем? Тому, что риторика основана на демагогии и циничной лжи. Обыватель идёт в суд и на приём к начальнику, попадает в больницу и милицию, сталкивается с другими институтами общественных отношений - и везде самодурство, некомпетентность, коррумпированность и клановость».9

Констатируется почти полное отсутствие правового сознания населения.

Процветают милицейско-судебный произвол, незаконные задержания, использование недозволенных методов ведения допроса - пыток.

«Председатель Российского исламского комитета Гейдар Джемаль: «Власть в Дагестане недальновидна. В ней нет места созиданию и уму. А защищают её милиционеры, давно превратившиеся в озверелую банду насильников и мародёров, с чем, кстати, нынешним летом пришлось столкнуться мне самому. Их действия и выталкивают из социальной жизни грамотную молодёжь, единственной виной которой является отказ стать на колени и целовать сапоги новых монголов».10

«В национальных республиках Северного Kaвказа сложилась весьма устойчивая система управления: феодально-этнократическая власть опирается на поддержку Москвы и представляет интересы Москвы в соответствующем регионе, оставив при этом основную часть населения за гранью достойной жизни. Если режим оказывается неспособным представлять интересы Москвы, его меняют на более удобный, но по сути идентичный предшествующему».11

Общая характеристика региональной нормативной базы

Эксперты-юристы, представители правозащитных организаций часто обращались к теме несоответствия ряда положений Конституции РД Конституции РФ. В 2003 г. была принята новая Конституция РД. Она принималась поспешно, и есть моменты, в которых эксперты отмечают ряд положений, которые не согласуются с требованием федерального законодательства и являются противоречивыми. Так, в преамбуле указано, что Конституцию принимает народ. Из этого следует, что вопрос о принятии Конституции РД предполагалось вынести на референдум РД. Однако ст. 117 устанавливает, что Конституция РД принимается Конституционным Собранием РД, которое так же, как и в предыдущей, наделено правом окончательно решать вопрос о пересмотре положений глав 1, 2 и 10 Конституции РД. При этом ряд специалистов считает, что само Конституционное Собрание не является легитимным органом, поскольку не является органом государственной власти, через которые «народ РД осуществляет свою власть»12.

Указом Госсовета РД № 37 от 5 марта 2002 года создана Комиссия по правам человека при Госсовете РД, однако до сих пор Комиссия практически не работает.

Конституцией РД предусмотрено создание института регионального уполномоченного по правам человека, однако такого института в республике еще нет. 6 марта 2006 г. Народное собрание РД приняло Законопроект об уполномоченном по правам человека в РД. в соответствии с этим законом правом выдвигать кандидатуру уполномоченного наделено лишь высшее должностное лицо республики Дагестан.

В Дагестане вводится новая должность: Уполномоченный по правам человека, и соответствующий организационный аппарат.

«Эта государственная должность, не имеет ничего общего с неправительственными правозащитными организациями. Как отметил председатель Народного Собрания Муху Алиев, порядок его назначения является исключительной компетенцией региональных органов власти.

Федеральный закон "Об уполномоченном по правам человека в РФ" был принят 13 февраля 1997 года.

Пока депутаты Народного Собрания РД в первом чтении приняли законопроект "Об Уполномоченном по правам человека в РД.

Кто может выдвигать вносить кандидатуру уполномоченного по правам человека, этот вопрос стал ведущим предметом спора. Депутат Сулейман Уладиев, известные своей оппозиционностью, внес предложение: учитывая правозащитную функцию уполномоченного по правам человека, кандидатуры на эту должность вносить не только высшим должностным лицом республики, как прописано в законопроекте, но и депутатами Народного Собрания, правозащитными организациями, представительными органами муниципальных образований, политическими движениями и партиями.

Председатель Народного Собрания Муху Алиев отметил, что уполномоченный по правам человека - это не конфликтная должность, не надо его противопоставлять госорганам. Муху Алиев сказал, что нет оснований не доверять высшему должностному лицу. Уполномоченный должен добиваться восстановления нарушенных прав, а не бороться с властью как таковой в роли оппозиции. Через два месяца документ будет принят во втором чтении. Тогда же будут вноситься и кадидаты на должность уполномоченного по правам человека».13

«Мы делаем ненужные движения в ненужном месте», - по-черномырдински высказался депутат НС РД Гасен Балатов на «круглом столе», посвященном законопроекту «Об Уполномоченном по правам человека в РД». Эта фраза, как и многие другие, продолжает спор о том, нужен нам институт омбудсменов или нет. И, самое главное, - кто имеет право предлагать кандидатуру омбудсмена на утверждение его Народному Собранию.

К примеру, депутат-охотник Николай Алчиев при обсуждении проекта закона заявил, что право предложения НС РД кандидатуры омбудсмена необходимо оставить только за Председателем ГС РД. «Ведь если каждый депутат, фракция или общественное объединение (а их у нас 1600) получат право предложения кандидатуры, то как мы из всей этой массы выберем Уполномоченного? Что у нас из этого получится?» - вопрошает Алчиев.

Странный тезис. Ведь когда массы предлагают свои кандидатуры, из которых можно выбрать лучшее, - это и является демократией. И Общественная палата РФ, по идее, тоже сформирована благодаря предложениям широкой общественности.

... Представляете, что было бы, если бы Председатель ГС РД предлагал кандидатуру омбудсмена совместно с председателем Верховного суда РД?..

Депутат Сулайман Уладиев говорит, что «первоначально предполагалось, что этот законопроект будет сразу рассмотрен в двух чтениях и принят. Но мы приняли меры, чтобы этого не допустить. Многие депутаты считают, что эта должность нужна лично мне. Они даже говорят: «Да отдай ты «деду» 50 тысяч долларов и стань им...». Мне этого не нужно!»14

Раздел 1
Уважение неприкосновенности личности
Политические и другие убийства, совершенные агентами властей

В 2005 году в республике Дагестан, как и в прошлые годы, произошли громкие убийства, в том числе – политические. Правда, поскольку они не раскрыты, нельзя утверждать, кем они совершены.

В течение года был убит целый ряд офицеров милиции.

Два сотрудника ППС МВД Дагестана были ранены в результате взрыва в ночь с 30-го на 31 января 2005 г. во дворе одного из домов в Махачкале.15

2 февраля было совершено покушение на и. о. главы администрации Хасавюртовского района Алимсолтана Алхаматова.

3 февраля 2005 г. в центре Махачкалы убит заместитель министра внутренних дел РД генерал-майор Магомед Омаров – это второе покушение на его жизнь, первое было совершено 12 мая 2003 года. Вместе с ним погибли сопровождавшие его охранники – прапорщик милиции Магомед Магомедов, сержант милиции Абдулсемед Вагидов (оба из Махачкалинского ОМОНа-2), и водитель, сержант милиции Шамиль Ахмедов.

Продолжается практика похищения людей, а также убийства высокопоставленных милицейских руководителей.

Об этом пишут не только местные, но и центральные газеты:

«За последние несколько лет в Дагестане были убиты десятки высокопоставленных чиновников, политиков и сотрудников правоохранительных органов.

Эти преступления, кроме того, повлекли десятки случайных жертв. Создается впечатление, что в республике идет настоящая война. Не исключено, что она вызвана борьбой местных этнических кланов за власть…

А быть может, речь идет об очередном переделе собственности. Или активизации ваххабитов, давно уже комфортно чувствующих себя на территории Дагестана.

Но в любом случае происходящее свидетельствует о том, что власть в Дагестане не способна защитить от пуль наемных убийц и террористов не только рядовых жителей республики, но и себя. Самое время говорить о масштабном политическом кризисе в Дагестане, кстати, одной из самых дотационных республик в России. Более того, граничащей с Чечней… По сути, сегодня в Дагестане ситуация напоминает ту, что сложилась в Чечне в начале 90-х годов. Чем это закончилось, всем известно».16

Это было написано в «Независимой газете» в 2004 году, однако ситуация практически не изменилась.

Как полагает сенатор Абдулатипов, "это даже не борьба за власть, так там власти-то нормальной нет". Просто в отсутствие демократической практики решения тех или иных вопросов выяснилось, что "сегодня самое доступное решение проблемы - это убийство".

На заседании Генпрокуратуры в январе 2005 года Владимир Устинов сообщил, что больше всего убийств остаются нераскрытыми в Карачаево-Черкессии, Ингушетии и Дагестане – от 30 до 55 %.17



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Хельсинкской Группы «Мониторинг прав человека» (2)

    Доклад
    Информационно-аналитический Центр «Ракурс» (ИАЦ «Ракурс») - общественная организация. Ее цели и задачи - содействие становлению гражданского общества в республике, развитию демократических институтов, содействие правовому просвещению
  2. Совместный отчет Международная Хельсинкская Федерация по Правам Человека (мхф) Московская Хельсинкская Группа (мхг) (1)

    Публичный отчет
    Международная Хельсинкская Федерация по правам человека (МХФ) является неправительственной организаций, содействующей соблюдению обязательств по правам человека, принятых Заключительным Хельсинкским Актом и последующими документами.
  3. Совместный отчет Международная Хельсинкская Федерация по Правам Человека (мхф) Московская Хельсинкская Группа (мхг) (2)

    Публичный отчет
    Международная Хельсинкская Федерация по правам человека (МХФ) является неправительственной организаций, содействующей соблюдению обязательств по правам человека, принятых Заключительным Хельсинкским Актом и последующими документами.
  4. Московское бюро по правам человека (1)

    Документ
    В данном исследовании представлен правовой и содержательный анализ специфического направления деятельности органов государственной власти и, в частности, прокуратуры Российской Федерации по деловому сотрудничеству с общественностью
  5. Отчет Московской Хельсинкской группы о деятельности за 2010 год Содержание

    Публичный отчет
    В течение всего 2010 года Московская Хельсинкская группа (далее МХГ) активно продолжала деятельность, направленную на реализацию своих уставных целей и задач.

Другие похожие документы..