Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Дмитрий Орлов, сопредседатель Общественного совета «Честный выбор», член Общественного научно-методического консультативного совета при Центральной из...полностью>>
'Документ'
организация (если есть) сведения о приеме №приказа дата 7 сведения о перемещениях №приказа дата 8 сведения об увольнении №приказа дата Руководитель М...полностью>>
'Документ'
Буддизм является в настоящие время одной из основных и самых распространенных мировых религий. Приверженцы этой религии населяют преимущественно регио...полностью>>
'Заседание'
В Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялось заседание Комитета ТПП РФ по содействию внешнеэкономической деятельности в расширенном ...полностью>>

И. А. Василенко политическая глобалистика рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва • Логос • 2000 Федеральная программа

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

В этом смысле консенсус в гуманитарном диалоге культур рождается из диалога логик, диалога разумов как новая созидательная логика общения, способная генерировать общие ценности. К.Манхейм полагал, что возможно совместное «демократическое планирование в области оценок», и возлагал большие надежды на комитеты по примирению и третейские суды, которые могли бы стать центрами по координации ценностей и выработке коллективной согласованной политики. На мой взгляд, слабость современных миротворческих организаций в том, что они видят в международных конфликтах лишь их политическое измерение, а глубинные культурологические пласты остаются нерасшифрованными. Возможно, именно сегодня настало время претворить идеи К.Манхейма в жизнь и превратить влиятельные миротворческие организации в центры гуманитарного диалога культур.

Во время второй мировой войны, когда общим врагом разных цивилизаций был фашизм, возникло широкое поле взаимодействия и сближения народов на базе общих антифашистских ценностей. Начали действовать невиданные раньше психологические, политические и институциональные силы, поскольку возникла реальная потребность в интеграции разных культур. Все это позволило У.Джеймсу после окончания войны сказать, что основную проблему современного общества он видит в том, чтобы найти моральную замену войне29. Человечеству необходимы мощные объединяющие цели, которые бы действовали столь сильно, как и присутствие фактического врага.

Сегодня такие цели, кажется, обозначились в виде решения глобальных проблем. Для того чтобы эти проблемы превратились в мощный интегрирующий фактор, необходимы сознательные усилия интеллектуалов разных культур и действия международных миротворческих организаций. Если страх перед экономической катастрофой подчинить силе разума и перевести в русло гуманитарного диалога культур, конфликт ценностей разных цивилизаций перестанет быть трудноразрешимой проблемой—возникнет естественное поле межцивилизационного взаимодействия и консенсуса. Хочется верить, что человечество использует этот шанс исторического развития.

Вопросы для обсуждения и дискуссии

1. Каковы возможности и пределы аналитических методов в политической конфликтологии?

2. Почему феномены политической культуры плохо поддаются процедурам математизации, верификации, генетическому объяснению, структурному объяснению?

3. В каких ситуациях политических конфликтов можно использовать модель столкновения интересов, а в каких— модель столкновения ценностей?

4. Почему гуманитарное искусство политического диалога с необходимостью выходит за рамки картезианской логики?

5. В чем заключается консенсусный принцип в гуманитарном диалоге культур?

6. Какой смысл мы вкладываем в понятие «культурные ценности»?

7. Какие методы гуманитарного искусства политического диалога вы знаете?

8. Какие модели разрешения конфликта ценностей разработаны в современной науке?

9. Можно ли обозначить круг универсальных общецивилизационных ценностей?

10. Сформулируйте основные принципы философии цивилизаицонного партнерства.

Сноски и примечания

1 Burton J. Preface to the Series Introduction // Conflict: Human Needs Theory. L.: Macmillian, 1990. P. 11.

2 Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. М.: Наука, 1990. С. 19.

3 Рикёр П. Герметивтика, этика, политика. М.: Академия, 1995. С. 6.

4 ГадамерХ.Г. Истина и метод. М.: Наука. 1998. С. 321.

5 См.: Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977.

6HunsonN.R. Patterns of Discovery. Cambridge, 1958.

7 Шютц А. Повседневное мышление и научная интерпретация человеческого действия // Современная зарубежная социология. 70-80-е годы. М.: ИНИОН, 1993. С. 107.

8 Nudter О. On Conflicts and Metaphors: Towards an Extended Rationality // Conflict. L.: Macmillian, 1990. Vol. 2. P. 197.

9 Mud Дж. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль. М.: МГУ, 1994. С. 226.

10 Geertz С. The Interpretation of the Cultures. N.Y., 1973.

11 Рикёр П. Герменевтика. Этика. Политика. М.: Академия, 1995. С. 11.

12 Шпенглер О. Закат Европы. М.: Мысль, 1993. С. 323-345.

13 Рикёр П. Герменевтика. Этика. Политика. М.: Академия, 1995. С. 13.

14ПоноринА.С. Введение в политологию. М.: Новая школа, 1994. С. 41.

15 Гадамер Х.Г. Истина и метод. М.: Наука, 1998. С. 346.

16 Там же. С. 418.

17 Луман Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества // Социо-логос: социология, антропология, метафизика. М.: Прогресс, 1991. Вып. I. С. 194.

18 Там же. С. 196.

19 Библер В. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1991. С. 286.

20 Конфликт ценностей — это главная проблема гуманитарного диалога культур, которая требует сегодня своего решения.

21 Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. С. 288.

22 Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юристъ, 1994. С. 430.

23 Фромм Э. Революция надежды // Психоанализ и этика. М.: Республика, 1995. С. 287.

24 Там же. С. 289.

25 Луман Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества // Социо-логос: социология, антропология, метафизика. М.: Прогресс, 1991. Вып. I. С. 208.

26 Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юристъ, 1994. С. 438.

27 Nudler О. On Conflicts and Metaphors: Towards an Extended Rationality // Conflict ser. Vol. 2. 1990. L.: Macmillian. P. 52.

28 Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1991. С. 300.

29 James U. On a Certain Blindness in Human Beings // The Works of U.James. Cambridge, 1983.

Приложение

ПРОГРАММА КУРСА «ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИСТИКА»

В программе отражены основные темы, разработанные в настоящем учебном пособии. Этот курс предназначен для студентов, специализирующихся в изучении политической науки, международных отношений, экологии, журналистики.

Тема 1. Политическая глобалистика как наука

1. История возникновения науки о глобальном мире. Римский клуб и основные направления его деятельности. Первая глобальная революция и ее последствия. Пределы роста в глобальном измерении. Земля на чаше весов: в поисках новой общей цели. Новая постиндустриальная волна в глобалистике. Влияние процесса глобализации на культурный и духовный климат современной эпохи.

2. Определение предмета и метода политической глобалистики. Основные категории. Методология изучения глобальных процессов: системный подход, структурно-функциональный анализ, цивилизационный анализ, политическая герменевтика. Новые опасности и риски, сопутствующие процессу глобализации. Особый тип «предостерегающего знания», свойственный политической глобалистике.

Тема 2. Цивилизационная парадигма в современной глобалистике

1. Цивилизация как категория глобального политического анализа: «культурно-исторический тип» (Н.Данилевский), «высокая культура» (О.Шпенглер), «локальная цивилизация» (А.Тойнби), «культурная суперсистема» (П.Сорокин), «модель культуры» (А.Кребер). Материалистический подход к изучению цивилизации: М.Вебер, К.Маркс, французская школа Анналов. Культурно-исторический подход и его роль в развитии политической глобалистики: Н.Данилевский, А.Тойнби, О.Шпенглер, П.Сорокин.

2. Мир современных цивилизаций в теоретических моделях. С.Хантингтон: концепция столкновения цивилизаций. Ф.Фукуяма: конец истории как исчезновение цивилизационного многообразия. Эвристическое значение диалогового принципа в развитии глобальных политических процессов. Новый планетарный сдвиг в системе ценностей (глобальная революция сознания) и формирование этоса глобального мира.

Тема 3. Стратегии глобальных взаимодействий

1. Концепция вызова и ответа в политической глобалистике. Становление глобального мира как ответ на вызовы современности: экологические, нравственные, культурные, политические. Анализ основных исторически сформировавшихся стратегий глобальных взаимодействий: изоляции, завоевания, заимствования, мимикрии, диалога. Роль и значение этих стратегий на различных этапах становления глобального мира.

2. Стратегия столкновения цивилизаций как глобальная политическая провокация. Народы между цивилизациями, цивилизационные разломы. Динамика цивилизационных процессов и возможности обретения консенсуса в диалоге цивилизаций. Формирование современного планетарного сознания человечества как глобального субъекта, обретающего свою идентичность, свою коллективную волю, свой проект будущего. Проблема сочетания идентичностей в глобальном пространстве: этнической, национальной, цивилизационной, континентальной, планетарной.

Тема 4. Сравнительный анализ мировых цивилизаций

1. Благоговение перед жизнью: индо-буддийская цивилизация. Аскетический человек индо-буддийского мира, его мистицизм, пластичность и духовная терпимость. Индо-буддийская сакральная политическая культура с сильной коллективистской доминантой, где решающее значение имеют обязанности человека, а не его права. Этика ненасилия и благородное миротворчество в политике. Противоречие между широтой и многоплановостью духовного кругозора и догматизмом в вопросах социально-политической организации (кастовость, иерархичность, замкнутость, сегментарность политической культуры). Индо-буддийская цивилизация в XXI веке: возможности и пути развития.

2. Путь «золотой середины»: конфуцианско-буддийская цивилизация. Гармонический человек конфуцианско-буддийского мира, его этикоцентризм и социально-нравственная ангажированность. Конфуцианско-буддийская политическая культура консенсуса и долга, в которой торжествуют лояльность, гармония, коллективизм, иерархия. Гибкость конфуцианско-буддийской цивилизации, способность к реинтеграции традиционных ценностей в духе современности, к перманентному самообновлению, к творческому восприятию и адаптации инокультурных влияний с опорой на национальную традицию. Станет ли XXI век веком тихоокеанской эры?

3. Путь «воинов Аллаха»: исламская цивилизация. Имперский человек мусульманского мира, его пассионарность и культ харизмы. Исламская сакральная политическая культура с доминантой сильной централизованной власти. Демонстрация успеха и могущества, отсутствие аскетизма как жизненный принцип. Этика повиновения и покорности, традиционализм. Станет ли XXI век веком торжества исламского фундаментализма или возобладает гуманитарный потенциал мусульманской политической традиции?

4. Римский путь: западная цивилизация. Героический человек западного мира, его индивидуализм и культ морали успеха. Протестантская этика и ее роль в формировании основ западной цивилизации. Светская, прагматическая, плюралистическая, партиципативная политическая культура с доминантой критерия рациональности, благодаря которому преобладает значение инновационной, реформаторской, модернизационной деятельности в политике. Станет ли XXI век веком заката Европы?

5. Путь «очарованного странника»: православно-славянская цивилизация. Мессианский человек православно-славянского мира, его соборность и этикоцентризм, приоритет духовных мотиваций над материальными. Двузначный, амбивалентный код политической культуры: борьба языческого и христианского начал («дневной» и «ночной» культуры). Россия — странствующее царство: идея третьего Рима. Сакральность политической власти и апокалиптика политического времени. Политический радикализм и мистическое понимание истории. Возродится ли Россия «на дне отчаяния»?

Тема 5. Социокультурные проблемы политического партнерства

Социокультурное пространство политического диалога. Политический партнер как представитель цивилизации: проблемы интерпретации картины мира. Лейтмотив социокультурной идентичности в политике. Процесс глобализации как вызов идентичности. Герменевтический метод в политическом диалоге. Основные правила политической герменевтики. Герменевтический круг и проблема понимания. Искусство политического диалога как искусство интерпретации. Диалог как способ обретения единства в глобальном мире. Формирование системы глобальной безопасности в ее человеческом измерении. Социальная, духовная, этическая парадигмы действительно гуманного мироустройства человечества.

Тема 6. Политическое время в глобальном мире

Определение политического времени: хронос и кайрос. В поисках шкалы политического времени: линейность и цикличность. Миф «ускоренного» политического времени: иллюзии и катастрофы. Время политики и время культуры: совпадения и различия в ориентации и перспективе. Наступит ли вновь осевое время истории? Искушения глобализма и хронополитика. Пределы времени модерна в перспективе глобального мира. Время постмодерна и знаки будущего.

Тема 7. Политическое пространство глобального мира

Иконография глобального пространства: Суша и Море как соперничающие мироустроительные модели в глобалистике. Парадигмы политического пространства и социокультурная идентичность: «Дом versus Корабль». Тупики морской цивилизации и поиски иначе возможного. Угроза цивилизации на континенте. Восстановление прерогатив континента как программа будущего. Континентальная альтернатива виртуальному миру. Формационный проект континента и соблазны глобализации.

Тема 8. Альтернативные концепции прогресса

Можно ли отказаться от идеи прогресса? Теория катастроф как одна из возможных альтернатив прогрессизма, ее дестабилизирующее значение в глобалистике. Классическая концепция прогресса и ее современные альтернативы. Постмодернизм, конструктивизм, морфогенез как принципы современной западной прогрессистской альтернативы.

Этико-центричная концепция прогресса в российской политической культуре, ее современное значение. Глобальный мир: ступени прогресса и регресса. Глобализация как усиление механизмов «естественного» рыночного отбора, кризис социальной идеи в глобальном мире. Новый разрыв между элитами и массами: элиты глобализуются (либеральный интернационал), массы маргинализируются (этническое местничество). Угроза заката общечеловеческой перспективы: концепция «золотого миллиарда».

Тема 9. Образы глобального мира

Классическое видение глобализации человеческого общества. Экономико-центричная парадигма в глобалистике: теория империализма, теория зависимости, теория мировой системы. Современные концепции и образы глобального мира. Глобализация и вестернизация: тупики «культурного империализма» (Ш.Айзенштадт, У.Ганнес). Концепции антиглобализма (Р.Робертсон). Пять проектов мирообщности (М.Чешков). Поиск новых стабилизационных стратегий глобализации (А.Панарин): геополитической (через полицентричную модель направляемого мира); экологической (через создание мягких технологий, способствующих гармонизации отношений человека и природы); социокультурной (через протекционистскую защиту национальных культур на путях формирования единого духовного пространства, нового экуменизма).

Тема 10. Политический консенсус в глобальном диалоге культур

Блеск и нищета царства рациональности: возможности и пределы аналитических методов в разрешении конфликтов глобального мира. Гуманитарное искусство политического диалога как альтернатива глобальным конфликтам. Столкновение ценностей как глобальная гуманитарная проблема. Эвристическое значение теории метафоры в конфликте цивилизаций. Философия цивилизационного партнерства в глобальном мире. Глобальная духовная реформация, ее основные измерения: экологическое (необходимость преодоления утилитарно-завоевательного отношения к природе); социально-нравственное (необходимость преодоления потребительско-гедонистической морали, психологии индивидуального и группового эгоизма). Проблема выработки новых гуманных принципов глобальной этики.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Афанасенко И.Д. Циклическая динамика русской цивилизации // Альманах центра общественных наук. 1998. № 9.

Бердяев Н.А. Судьба России. М.: Наука, 1990.

Бжезинский 3. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1998.

Бродель Ф. Время мира. М.: Прогресс, 1998.

Бурдье П. Социология политики. М.: Прогресс, 1993.

Василенко И.А. Диалог культур, диалог цивилизаций// Вестник РАН. 1996. Т. 66. № 5.

Василенко И.А. Диалог цивилизаций: социокультурные проблемы политического партнерства. М.: Эдиториал УРСС, 1999.

Вартанян А.А. Политика и мораль: к вопросу о мировом политическом порядке. М.: Гуманитарий, 1997.

Василенко И.А. Политические процессы на рубеже культур. М.: Эдиториал УРСС, 1998.

Василенко И.А. Православная этика и российская цивилизация // Новая Россия. 1999. № 1.

Васильев В.П., Религии Востока. Конфуцианство, буддизм, даосизм. СПб., 1873.

Вассоевич А.Л. Духовный мир народов классического Востока. СПб.: Алетейя, 1998.

Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994.

Гаджиев К.С. Геополитика. М.: Международные отношения, 1997.

Гачев Г. Национальные образы мира. М.: Академия, 1998.

Гвишиани Д.М. Римский клуб. История создания, избранные доклады и выступления. М.: Эдиториал УРСС, 1998.

Гелнер Э. Нации и национализм. М.: Прогресс, 1991.

ГенонР. Кризис современного мира. М.: Алтейя, 1991.

Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977.

Гефтер М.Я. От ядерного мира — к миру миров// М.Я.Гефтер. Из тех и этих лет. М.: Прогресс, 1991.

Гладкий Ю. Глобалистика: трудный путь становления // МЭИМО. 1994. № 10.

Глобализация и демократизация. Круглый стол в Горбачев-Фонде. М.: Горбачев-Фонд, 1997.

Глобальный мир: горизонты новой логики // Государственная служба. 1999. № 3(5).

Глобальный эволюционизм / Под ред. Л.В.Фесенкова. М.: ИФ РАН, 1994.

Григорьев О.В. Внутренняя геоэкономика современнной России // Бизнес и общество. 1997. № 1.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Мысль, 1994.

Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философии // Вопросы философии. 1986. № 3.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Наука, 1991.

Долльфюс О. Система Мир // МЭИМО. 1995. № 6.

Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу. М.: Центрполиграф, 2000.

Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев. М.: Наука, 1993.

Кардозо Ф.Э. Социальные последствия глобализации // Латинская Америка, 1997. № 5.

Качалов Ю. Опыты о поле политики. М.: Мысль, 1994.

Кочанов Ю. Политическая топология: Структурирование политической действительности. М.: Политиздат, 1995.

Кинг А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция. М.:Прогресс, 1991.

Колсон Ч., Сантилли Вон Э. Конфликт царств. М.: Прогресс, 1996.

Кондаков И.В. О диалогизме культур //Диалог в культуре. М.: Наука, 1989.

Косолапое Н.А. Геополитика как теория и диагноз // Бизнес и политика. 1996. № 4.

Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977.

Кургинян С. Агенты политики // Россия XXI. 1998. №1,2.

Лейбин В.М. Дилеммы глобального моделирования// Системные исследования. 1986.

Лилеев И. Л. Новый мировой порядок и проблемы африканской безопасности. М.: Восточная литература, 1994.

Лихачев Д.С. Великое наследие. М.: Наука, 1987.

Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Наука, 1992.

Миркина З., Померанц Г. Великие религии мира. М.: РИПОЛ, 1995.

Мифы народов мира. М.: Сов. энциклопедия, 1987. Т. 1,2.

Моисеев Н. Как далеко до завтрашнего дня... М.: Аспект-Пресс, 1995.

Неклесса А. Творческий континент—Россия // Москва. 1999. № 8.

Новая постиндустриальная волна на Западе / Под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Академия, 1999.

Оля Б. Боги тропической Африки. М.: Наука, 1978.

Орлова И.Б. Евразийская цивилизация. М.: Наука, 1998.

Основы буддийского мировоззрения. Индия, Китай / Под ред. В.И.Рудого. М.: Наука, 1994.

Панарин А.С. Агенты глобализма // Москва. 2000. № 1-7.

Панарин А.С. Глобальное прогнозирование. М.: Алгоритм, 2000.

Панарин А.С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива вXXI веке. М.: Логос, 1998.

Панарин А.С. Россия в циклах мировой истории. М.: МГУ, 1999.

Политическая наука: новые направления / Под ред. Р.Гудина, Х.Клингеманна. М.: Вече, 1999.

Россия в глобальном мире / Под ред. В.И.Толстых. М.: Апрель, 1997.

Россия и мир: Политические реалии и перспективы / Под ред. Е.П.Смирнова. М.: Автодидакт, 1998.

Россия в Евразии / Под ред. Г.Х.Шахназарова. М.: Горбачев-Фонд, 1998.

Сорокин К. Э. Геополитика современности и геостратегия России. М.: Наука, 1996.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Наука, 1992.

Сравнительное изучение цивилизации: Хрестоматия / Сост. Б.С.Ерасов. М.: Наука, 1998.

Структура культуры и человек в современном обществе. М.: Ин-т философии, 1987.

Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М.: Прогресс, 1995.

Философия истории / Под ред. А.С.Панарина. М.: Гардарика, 1999.

Цымбурский В.Л. Народы между цивилизациями // Pro et Contra. 1997. Т. 2. №3.

Цымбурский В.Л. Остров Россия. Перспективы российской геополитики // Полис. 1993. № 5.

Чешков М.А. Глобальное видение и новая наука. М.: ИМЭИМО, 1998.

Чешков М.А. Глобалистика: предмет, проблемы и перспективы // Общественные науки и современность. 1998. № 5.

Шахназаров Г.Х. Грядущий миропорядок. М.: Политиздат, 1981.

Шпенглер О. Закат Европы. М.: Наука, 1993.

Этносоциология / Ю.В.Арутюнян, Л.М.Дробижева, А.А.Сусколов и др. М.: Наука, 1998.

Этнология / Под ред. Г.Е.Макарова, В.В.Пименова. М.: Наука, 1994.

Этос глобального мира. Дискуссии в Горбачев-Фонде / Под ред. В.И.Толстых. М.: Восточная литература, 1999.

Яковец Ю. История цивилизаций. М.: Владос, 1997.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ю. Г. Волков И. В. Мостовая социология под редакцией проф. В. И. Добренькова Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебник

    Учебник
    Учебник отличается интегральным решением учебных задач, мотивационным построением текста, современным «многослойным» изложением, позволяющим последовательно и углубленно формировать тезаурус в области социологического зна­ния Содержание
  2. Настоящее учебное пособие концентрирует внимание на одном из важнейших аспектов миссии биологии в современном мире на ее социально-политических приложениях

    Учебное пособие
    XXI веку, вероятно, предстоит быть «веком биологии». Биология все в большей мере приобретает статус не только естественнонаучной, но и социогуманитарной дисциплины.
  3. М. В. Ломоносова проект примерная основная образовательная программа (3)

    Основная образовательная программа
    - уважительно относится к историческому наследию, владеть культурой мышления, способностями к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);
  4. Методические указания для студентов очной формы обучения Составители

    Методические указания
    Методические указания составлены на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», утвержденного в 2  г.
  5. А м. горького факультет международных отношений кафедра теории и истории международных отношений магистратура направления «Международные отношения» (030700. 68) Программа

    Программа
    Магистерская программа «Глобальная и региональная безопасность и урегулирование конфликтов» была открыта в 2007 году. Программа ориентирована на подготовку высококвалифицированных специалистов-международников, обладающих знаниями

Другие похожие документы..