Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рассказ'
Кожевников – Щит и меч тома Коллин Маккалоу – Первый человек в Риме тома Сергей Татур – Переферия Роберт Блох – Психопат, детектив Ф....полностью>>
'Документ'
Национальная и мировая валютные системы, их составляющие элементы. Валютная система с экономической и организационно-правовой точек зрения. Этапы ста...полностью>>
'Документ'
П.Д. Щипин родился 2 ноября 1873 года в деревне Нижняя Давыдовская Черевковской волости Сольвычегодского уезда Вологодской губернии в семье зажиточног...полностью>>
'Реферат'
Цели государственного управления реализуются через систему функций. Если цели и задачи ориентированы на конечный результат деятельности субъекта упра...полностью>>

Главная > Урок

Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОУ Гимназия №18, Люберецкий район, Московская область

БЕЛОВА Наталья Евгеньевна – учитель начальных классов

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УРОКОВ ЧТЕНИЯ

Способы и приемы, способствующие формированию

беглого и выразительного чтения.

В последние годы все увереннее входит в процесс обучения младших школьников литературное образование. Подход к литературе в начальных классах как к виду искусства дает широкие возможности для развития разностороннего творчества, как учителю, так и самому ученику. Творчески раскрепощенный, эмоционально настроенный ребенок глубже чувствует и понимает прочитанное.

В поле внимания начинающего читателя должны оказаться эстетическая природа художественного произведения, авторское отношение к окружающему миру, нравственные проблемы, волнующие писателя.

Приобщение юных поколений к умственным и нравственным ценностям – дело первостепенной важности. В этом деле не обойтись без книжек, без искусства слов. Настоящая литература, прежде всего, учит любить людей.

Книги, по выражению А.М. Горького. Возвышают душу, учат доброму, а в трудную минуту дают силы, чтобы не пасть духом, выстоять, победить. Каждый черпает из книг мудрость и силу в той мере, в какой он владел умением читать, так как образовательно-воспитательный эффект – чтение книг – всегда прямо пропорционален результатам читательской обученности, желанию и умению читателя взять из книги все, что она может дать.

Система обучения младших школьников предусматривает три категории уроков: уроков обучения грамоте, уроков классного чтения и уроков внеклассного чтения.

Одним из главных звеньев в обучении детей беглому и выразительному чтению, привитию детям любви к книге являются уроки внеклассного чтения. Цель этих уроков – обеспечить руководство самостоятельным чтением учащихся доступной по содержанию разнообразной литературы. В ходе внеклассного чтения у учащихся формируется целесообразные читательские интересы, желание постоянно обращаться к книгам, знания, умения и навыки, позволяющие детям действовать при выборе и чтении нужных книг самостоятельно и квалифицированно.

Для того чтобы дети не теряли интерес к урокам чтения, учителю следует увлечь детей и добиться результативности обучения.

Для развития беглости чтения возможны следующие упражнения.

1. Чтение вслух.

2. Чтение про себя.

3. Чтение жужжащее.

4. Чтение хором.

5. Чтение в темпе скороговорки.

6. Чтение «цепочкой» (по одному предложению, абзацу).

7. Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постоянным увеличением количества букв в словах.

8. Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно.

9. «Очередь». Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст.

10. «Буксир».

а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем.

б) учитель читает вслух, дети про себя читают хором дальше.

11. «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.

12. «Прыжки». Чтение через слово.

13. «Голова и хвост». Учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро его находят и дочитывают вместе.

14. «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и последнего слова на строчке; первого и последнего слова в предложении.

15. «Прятки». Нахождение в тексте слова с определенными признаками (начинается на букву «а»; состоит из двух слогов; ударение в конце слова и т.п.).

16. Круговое чтение. Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз.

17. «Кто быстрее?». На доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в тексте данное предложение.

18. «Фотоглаз».

а) на доске столбик слов, которые учащиеся читают определенное время. Слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова;

б) учитель показывает кадр диафильма, дети должны воспроизвести подпись к кадру.

19. «Угадай».

а) антиципация слов, предложений, пословиц;

б) чтение текста через решетку.

20. «Найди меня». На листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова. Их нужно найти.

21. «Счет слов». На максимальной скорости дети читают текст и

одновременно считают слова. Перед чтением ученикам задается вопрос, на

который они должны ответить после окончания работы.

22. «Сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст

в поисках важной информации.

А вот ряд упражнений для формирования навыков чтения выразительного.

1. Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов.

2. Чтение труднопроизносимых слов (экскаватор, эскалатор, комбайнер).

3. Чтение скороговорок.

4. «Окончания». Повышенное требование к четкости окончаний слов. (Упражнение до 30 секунд).

5. Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении.

6. «На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца.

7. Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений.

8. Чтение одного предложения с разной интонацией.

9. «Эхо». Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией.

10. «Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса.

11. Разметка текста: паузы, логическое ударение, усилении или ослабление голоса.

12. Чтение под музыку. Сначала учитель сам подбирает соответствующую мелодию к тексту. В дальнейшем предлагает ученикам 3-4 фрагмента мелодии. Дети должны выбрать ту, которая больше подходит к тексту, и прочитать текст под музыку.

13. Чтение – пение. Выбирается мотив знакомой песни и пропевается текст стихотворения или небольшого рассказа.

14. «Подходящее настроение». Прочитать текст про себя. Повторное чтение вслух: прочитать, стараясь передать соответствующее настроение.

15. Чтение с настроем. Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение.

16. «Голоса». Чтение текста, подражая чьему-либо голосу (старушки, ребенка, слона, птички и др.).

17. «Замена». Чтение с изменением голоса героя (например, слова лисы голосом волка).

18. Чтение по ролям.

19. Чтение по ролям без слов автора.

20. Инсценирование.

21. Дикторское чтение. Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения.

22. Конкурс чтецов. Ученики готовятся самостоятельно.

Используя данные упражнения по развитию беглости и выразительности чтения, следует не забыть и задания, способствующие пониманию смысла текста.

1. Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.

2. Озаглавливание текста.

3. Деление текста на части. Составление плана.

4. Определение темы текста, главной мысли.

5. Определение типа текста.

6. Подбор иллюстрации к тексту.

7. По иллюстрации определить содержание текста.

8. Составление диафильмов. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок. Выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.

9. Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и т.п.

10. Работа по вопросам учителя, учебника или ученика.

11. Чтение для подготовки к пересказу.

12. «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить подходящее по смыслу слово.

13. Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.

14. Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Бригада из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.

15. Распространение предложений. В I-II классах по вопросам учителя, в III-IV классах – самостоятельно.

16. Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом:

а) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой. Время года, место действия и т.п.). ученики фантазируют, как изменится содержание;

б) придумать продолжение рассказа;

в) всем ученикам раздаются листы, на которых написаны 2-3 фразы (одни и те же). Это начало рассказа. Дальше каждый продолжает по-своему. Затем рассказы зачитываются и определяются лучшие.

17. Составление кроссвордов к тексту.

18. Викторины по одному большому тексту или нескольким маленьким.

19. Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя.

20. Подбор загадок к словам из текста.

21. Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.

22. Составление ребусов к словам из текста.

Систематическое использование этих заданий и упражнений совершенствует уроки чтения и повышает технику чтения, улучшая беглость и выразительность чтения.

Формирование этих навыков позволяет достигнуть неплохих результатов.

5



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Развитие навыка быстрого чтения у младших школьников с помощью компьютерных технологий

    Реферат
    Одной из приоритетных задач современной школы является создание новых условий, отвечающих современной концепции гуманизации образования, связанное с переводом школы в режим развития на основе введения инноваций во многие сферы её деятельности.
  2. Рабочая программа Неудахиной О. В., II кв категория по литературному чтению, 2 «б» класс Рассмотрено на заседании

    Рабочая программа
    Рабочая программа по литературному чтению разработана для учащихся 2 класса МОУ СОШ №16 г.Балашова Концепция и программы для начальных классов, авторской программы Л.
  3. На уроках чтения решаются как общеобразовательные, так и специфические задачи обучения детей с зпр

    Урок
    Главная цель чтения – научить учащихся с ЗПР осмысленно читать, заложить основу для полноценного усвоения текстовой информации, корригировать и развивать речевые и познавательные умения, воспитывать читательскую самостоятельность,
  4. Урок Введение в технику тренировки памяти Урок Механизмы памяти

    Урок
    В миле от берега с рыболовного судна забросили сети с при­манкой, весть об этом мгновенно донеслась до Стаи. ожидавшей завтрака, и вот уже тысяча чаек слетелась к судну, чтобы хитро­стью или силой добыть крохи пищи.
  5. Урок какосновнаяформа обучени я чумакова Г. В

    Урок
    Ключевым компонентом классно-урочной системы организации обучения является урок. Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебно-воспитательного процесса.

Другие похожие документы..