Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Обзорная экскурсия по городу. Своеобразно очарование прошлых колониальных времен, существующее и по сей день. Главная площадь Лимы, кафедральный Собор...полностью>>
'Документ'
2. Поле комплексных чисел. Алгебраическая и тригонометрическая формы записи комплексного числа. Геометрическое истолкование действий над комплексными ...полностью>>
'Закон'
На основании статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2005, N 1, ст....полностью>>
'Документ'
Знакомьтесь: я – Позднякова Анастасия. Родилась и живу вот уже 17 лет в небольшом районном центре, в г.Калининске Саратовской области. Я часто спраши...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным

дисциплинам www.i-u.ru\biblio

Мы приглашаем Вас активно пользоваться Эл. библиотекой РГИУ. В Вашем распоряжении около 4000 полновесных текстов книг и статей, более 70 словарей. Любую книгу библиотеки вы можете свободно скачать и сохранить у себя на ПК.

Об учебном портале РГИУ.

Если вы хотите получить первое или второе высшее образование, мы рекомендуем поступить учиться в РГИУ. Вы получите хорошее образование, гос.диплом аккредитованного Московский вуза, сэкономите временя и деньги.

Обучение проходит в Интернете, где Вам доступны учебники, специально подготовленные для чтения на ПК и тесты. К каждому учебнику прилагаются: хрестоматия, библиография, Интернет-ресурсы, специальные статьи, словари. Инвалидам скидка - 20%.

В учебном Портале РГИУ  имеется 90 общеобразовательных и профессиональных курсов. Они в вашем распоряжении. www.i-u.ru

Если у Вас возникли вопросы, постараемся на них ответить. Если есть пожелания – непременно сообщите.

Пожалуйста, пишите на: , Или звоните: (916) 637-86-07 (Анна). 

FOUNDATIONS OF HUMAN SCIENCES SERIES

Boris M. Velichkovsky

COGNITIVE SCIENCE:

FOUNDATIONS OF EPISTEMIC PSYCHOLOGY

Volume 2

The monograph describes in details methods and results of interdisciplinary studies of cognitive processes in humans. The emphasis is on the processes of perception and action, attention and consciousness, memory, and knowledge representation, communication and thinking, interaction of affect and intellect as well as on philosophical, methodological and applied problems that are central for contemporary cognitive science. The monograph is of major interests for a broad readership from disciplines ranging from psychology, linguistics and philosophy to neurosciences, artificial intelligence and human factors engineering. It can be recommended as an advance textbook for undergraduate and graduate students in all these areas.

Boris M. Velichkovsky, Ph.D., Dr. habil., Professor and Head of the Institute for Work, Organizational and Social Psychology, Faculty of Mathematics and Natural Sciences, Dresden University of Technology. Past President of the Division of Cognitive Psychology, International Association of Applied Psychology. Interim President of the Association for Cognitive Studies. Member of the European Steering Committee for Cognitive Science. Leading expert of the EU Commission (Program NEST: New and Emerging Sciences and Technologies).

Борис M. ВЕЛИЧКОВСКИЙ

КОГНИТИВНАЯ НАУКА

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ПОЗНАНИЯ

Том 2

Рекомендовано Советом психологии УМО

по классическому университетскому образованию

в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по направлению и специальностям психологии

.^^^^ Москва

2006 смысл

ACADEm'a

УДК 159.947.5(075.8) ББК 88.3я73 В276

Серия «Основы современного человекознания»

Охраняется законодательством РФ об авторском праве.

Воспроизведение всей книги или какой-либо ее части

без письменного разрешения издательства воспрещается

Рецензенты:

доктор биологических наук К.В.Анохин,

доктор психологических наук В. А. Иванников,

доктор филологических наук А.Е.Кибрик

Величковский Б.М.

В276 Когнитивная наука : Основы психологии познания : в 2 т. — Т. 2 / Борис М. Величковский. — М. : Смысл : Издательский центр «Ака­демия», 2006. — 432 с.

ISBN 5-89357-218-1 («Смысл», т. 2)

ISBN 5-7695-2985-7 (Изд. центр «Академия», т. 2)

В первой на русском языке книге по когнитивной науке изложены результаты междисциплинарных исследований познавательных процессов у человека. Под­робно рассмотрены восприятие и действие, внимание и сознание, речевое обще­ние и мышление, память и представление знаний, взаимодействие интеллекта и аффекта, а также философские и прикладные проблемы, стоящие перед когни­тивной наукой.

Для психологов, лингвистов, информатиков, физиологов, философов и всех специалистов, работа которых связана с учетом познавательных возможностей человека, а также студентов и аспирантов соответствующих специальностей, уг­лубленно изучающих эту область.

УДК 159.947.5(075.8) ББК 88.3я73

ISBN 5-89357-218-1 («Смысл», т. 2)

ISBN 5-7695-2985-7 (Изд. центр «Академия», т. 2)

ISBN 5-89357-216-5 («Смысл») © Величковский Б.М., 2006

ISBN 5-7695-2983-0 (Изд. центр «Академия») О Издательство «Смысл», 2006

Содержание

ТОМ 2

ГЛава 6. Категоризация

и представление знаний 10

6.1 Формальные и эмпирические подходы 13

  1. Логика и проблема имплицитного знания 13

  2. Психологические методы исследования 22

  3. Нейропсихологические исследования 27

6.2 Категориальная организация знаний 31

  1. Семантические сети и пространства 31

  2. Понятия базового уровня 34

  3. Роль примеров и ситуативных факторов 38

6.3 Межкатегориальная организация 44

  1. Онтологии, схемы и образы 44

  2. Репрезентация пространственного окружения 57

  3. Сценарии и грамматики историй 62

6.4 От представления знаний к мышлению 69

  1. Глобальные когнитивные модели 69

  2. Теория перцептивных символьных систем 76

  3. Наивная физика и психология обыденного сознания ... 82

Глава 7. Коммуникация

и речевая активность 92

7.1 Восприятие и порождение речи 95

  1. Фонологическое восприятие 95

  2. Развитие языка и речевых действий 101

  3. Нейропсихологические синдромы и модели
    порождения 110

7.2 Анализ процессов чтения 117

  1. Развитие навыков чтения 117

  2. Модели и нейропсихология чтения 123

7.2.3 Движения глаз при чтении 127

7.3 Когнитивные исследования грамматики 131

  1. Проверка трансформационной модели 131

  2. От глубинной семантики к когнитивной

грамматике 139

7.3.3 Современные модели и данные

нейролингвистики 149

7.4 Прагматика коммуникативных ситуаций 154

  1. Принцип кооперативности и понимание 154

  2. Несовпадение значения и смысла 161

  3. Технологические применения прагматики 169

Глава 8. Мышление и метапознание.'. 176

8.1 Высшие познавательные функции 179

  1. Разнообразие подходов и моделей 179

  2. Мышление и речь — мышление для речи 188

  3. Метапознание и творческое воображение 196

8.2 Процессы и модели умозаключений 206

  1. Индукция, аналогия и прогноз 206

  2. Дедуктивные умозаключения 215

  3. Специализация и прагматика умозаключений 221

8.3 Процессы решения задач 229

  1. Решение малых мыслительных задач 229

  2. Сложные проблемы, творчество и открытие 235

  3. Решение задач экспертами 244

8.4. Принятие решений и структура интеллекта 250

  1. Эвристики и принятие решений 250

  2. Новые веяния в исследованиях решений 257

  3. Функциональная структура интеллекта 268

Глава 9. Перспективы когнитивной науки 280

9.1 От дуализма Декарта к новой монадологии 283

  1. Третий кризис научной психологии 283

  2. Произвольность формальных моделей 289

  3. Нейрокогнитивизм и теория идентичности 294

9.2 Перспектива методологического солипсизма 301

  1. Искусственный интеллект и человеческий разум 301

  2. Философия искусственного интеллекта 307

  3. Виртуальные формы жизни 314

9.3 Перспектива прямого реализма 319

  1. Экологический подход: вклад Джи Джи Гибсона 319

  2. Исследования ситуативного действия 325

  3. Телесная заземленность познания 330

9.4 Перспектива методологического плюрализма 335

9.4.1 Разнообразие подходов и моделей 335

  1. Вертикальная интеграция и парадигмы развития 344

  2. Когнитивно-аффективная наука 355

Заключение 372

Литература 380

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ 410

СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОГО ТОМА

ОТ АВТОРА 10

ВВЕДЕНИЕ 14

ГЛАВА 1. ИСТОКИ КОГНИТИВНОЙ НАУКИ 24

1.1 Основные философские традиции 27

  1. Культ механического естествознания 27

  2. Эмпиризм и рационализм 31

  3. Критика самонаблюдения и чистого разума 36

1.2 Ранняя экспериментальная психология 40

  1. Первые методические подходы 40

  2. Вильгельм Вундт и основание психологии 42

  3. Первый кризис научной психологии 46

1.3 Поведенческие и физикалистские направления 53

  1. Психология как наука о поведении и физических
    гештальтах 53

  2. Опыт галилеевской перестройки психологии 57

  3. Второй кризис научной психологии 61

1.4 Европейский идеал романтической науки 69

  1. Романтизм как антитезис позитивизму 69

  2. От натурфилософии к нейропсихологии 76

  3. Вклад физиологии и психологии деятельности 81

ГЛАВА 2. ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОДХОДОВ 90

2.1 Информационный подход 93

2.1.1 Кибернетика и статистическая теория связи 93

  1. Инженерная психология и ее эволюция 97

  2. Поиски ограничений пропускной способности 103

2.2 Компьютерная метафора 108

  1. Ментальные модели и аналогия с компьютером 108

  2. «Когнитивная психология» Улрика Найссера 116

  3. Принципы символьного подхода 118

2.3 Модулярность познания и коннекционизм 126

  1. Идея специализации обработки 126

  2. Гипотеза модулярности: вклад Джерри Фодора 129

  3. Нейронные сети в психологии 135

2.4 Усиливающееся влияние нейронаук 141

  1. Интерес к нейропсихологаческим данным 141

  2. Новые методы и старые проблемы 146

  3. Нейробиологические модели познания 153

ГЛАВА 3. СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ 162

3.1 Пространство и время восприятия 165

  1. Зрительная пространственная локализация 165

  2. Восприятие движения и времени 174

  3. Перцептивные взаимодействия и маскировка 187

3.2 Взлет и падение «иконы» 194

  1. Иконическая память 194

  2. Эхоическая память 199

  3. Микрогенез как альтернатива 202

3.3 Распознавание конфигураций 208

  1. Традиционные психологические подходы 208

  2. Влияние нейронаук и информатики 216

  3. Роль предметности и семантический контекст 222

3.4. Восприятие и действие 233

3.4.1 Сенсомоторные основы восприятия

(и наоборот) 233

  1. Уровни восприятия 241

  2. Развитие и специализация восприятия 249

ГЛАВА 4. СОЗНАНИЕ И КОНТРОЛЬ ДЕЙСТВИЯ 256

4.1 Селективность восприятия и структурные модели 259

  1. Определение понятий и ранние модели 259

  2. Где расположен фильтр? 264

  3. Зрительное селективное внимание 271

4.2 «Творческий синтез» как альтернатива 280

  1. Позитивная трактовка внимания 280

  2. Внимание как умственное усилие

и ресурсные модели 285

4.2.3 Проблема интеграции признаков 291

4.3 Автоматические и контролируемые процессы 299

  1. Внимание как внутренний контроль 299

  2. Критерии выделения автоматизмов 305

  3. Двухуровневые модели, их критика

и альтернативы 309

4.4 Сознание и внимание в структуре деятельности 319

  1. Непроизвольное (экзогенное) внимание 319

  2. Произвольное внимание и контроль действия 327

  3. Нейрофилософия и нейропсихология сознания 334

ГЛАВА 5. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПАМЯТИ 346

5.1 Основные подходы и феномены 349

  1. Анализ ошибок: узнавание и воспроизведение 349

  2. Анализ времени реакции: поиск в памяти 356

  3. Непрямые методы: имплицитная память 361

5.2 Теории непосредственного запоминания 367

  1. Трехкомпонентные модели 367

  2. Теория уровней обработки 375

  3. Эволюция модели рабочей памяти 382

5.3 Системы и уровни памяти 391

  1. Теория двойного кодирования 391

  2. Системы памяти: модель 2000+ 399

  3. От уровней памяти к стратификации познания 408

5.4 Память в повседневном контексте 414

  1. Амнезии обыденной жизни 414

  2. Обучение и формирование навыков 424

  3. Развитие, старение и распад 436

6

Категоризация и представление знаний

i

Структура главы:

6.1 Формальные и эмпирические подходы

  1. Логика и проблема имплицитного знания

  2. Психологические методы исследования
    6.2.4 Нейропсихологические исследования

6.2 Категориальная организация знаний

  1. Семантические сети и пространства

  2. Понятия базового уровня

6.2.2 Роль примеров и ситуативных факторов

6.3 Межкатегориальная организация

  1. Онтологии, схемы и образы

  2. Репрезентация пространственного окружения

  3. Сценарии и грамматики историй

6.4 От представления знаний к мышлению

  1. Глобальные когнитивные модели

  2. Теория перцептивных символьных систем

  3. Наивная физика и психология обыденного
    сознания

12

Уже первые попытки применения статистической теории связи в пси­хологии показали, что человек активно перерабатывает информацию, структурируя ее осмысленным для себя образом. Информация стала рассматриваться с точки зрения ее значения и организации, постепен­но превратившись в знание. Именно организация знаний, а не скорость переработки, предельно низкая с точки зрения технических систем, дает ключ к пониманию, по крайней мере, части наших познавательных спо­собностей. Для описания понятийной (или концептуальной) организа­ции первоначально использовались модели признаков, которые мысли­лись как необходимые (в отдельности) и достаточные (вместе) для определения категории. Теоретической основой при этом была теория категоризации Дж. Брунера. Познавательные процессы трактуются им как накладывание категорий на объекты, события и людей: «Категори­зация означает приписывание явно различающимся вещам эквивалент­ности, группировку предметов, событий и людей в нашем окружении в классы и реагирование на них в зависимости от принадлежности к раз­ным классам, а не от их своеобразия» (Брунер, 1977, с. 37). Как процесс, категоризация состоит из ряда актов принятия решений о присутствии в объекте критических признаков.

С постановкой вопроса о функциях понятий, таких как обучение, понимание, объяснение, ориентация в окружении, были описаны раз­новидности знания, которые не могли быть сведены к подобным клас­сическим формам категориальных репрезентаций. Например, были вы­явлены понятия, не имеющие фиксированного набора различительных признаков или базирующиеся на отдельных конкретных примерах. Как в лингвистике, так и в психологии семантическим категориям стали противопоставлять формы организации знания, используемые для на­вигации или для описания целостных ситуаций и событий. Сегодня концептуальные структуры все чаще описываются как особый уровень когнитивной организации, который фиксирует индивидуальный вари­ант «модели мира», ориентирующей деятельность в типичных условиях. Собственно функции памяти, а равно процессы категоризации при та­ком рассмотрении отодвигаются на задний план, уступая место содер­жательному анализу культурно-исторических корней наших знаний и их нейрофизиологических механизмов.

6.1 Формальные и эмпирические подходы

6.1.1 Логика и проблема имплицитного знания

Исследование «содержаний» семантической памяти имеет отношение к ряду междисциплинарных проблем, центральной из которых является проблема значения. Объекты различной природы обычно относятся к отдельным понятиям и к более широким семантическим категориям на основании их значения, а не физического облика. В философии и лин­гвистике (особенно в семиотике — учении о знаках, созданном амери­канским философом Чарльзом Пирсом) рассматриваются различные варианты значений. Простейшим вариантом является референтное зна­чение, а именно отношение между знаком (как правило, словом) и тем объектом, событием или ситуацией, которые стоят за этим знаком. По средневековому выражению, знак в данном случае замещает нечто от­личное от себя — stat aliquid pro aliquo. Акт референции настолько фундаментален, что возможен даже тогда, когда у нас нет знания о ре­ференте. Так, попав в малознакомую страну и впервые услышав слов «молл», мы можем задать вопрос «Что такое "молл"?» и тем самым со­слаться на соответствующий референт, не имея о нем никакого оформ­ленного представления.

Классическая вариация на тему референтного значения состоит в том, что иногда между знаком и референтом существует определенное перцептивное сходство, в связи с чем говорят об иконических знаках1. Примером может быть слово «зигзаг», утвердившееся в огромном чис­ле языков именно благодаря тому, что его фонетический рисунок не­посредственно похож на то, что этим словом обозначается. В последние десятилетия, кстати, неизменно возрастает роль зрительных иконичес­ких знаков — в связи с их широким использованием для невербальной коммуникации (прежде всего в спортивных и выставочных комплексах, международных аэропортах, при составлении технических инструкций и создании компьютерных интерфейсов). Расширением референтного определения понятия служит так называемое экстенсиональное опреде­ление, связанное с перечислением всех или, по крайней мере, основных из числа входящих в сферу действия понятия предметных референтов.

Значения, однако, могут определяться и вне зависимости от рефе­рентов. При интенсиональном определении понятие описывается через

1 В психологических и логико-философских исследованиях одни и те же термины не­
редко употребляются в разных значениях. Термин иконические знаки (иконические реп­
резентации) не следует путать с используемым при изучении зрения понятием «икони-
ческая память» (см. 3.2.1). Разные значения вкладываются и в понятие «символ». Иногда
так, вслед за швейцарским лингвистом Фердинандом де Соссюром (1857—1913), называ­
ют знаки, сохраняющие образное — непосредственно перцептивное (иконическое) или
метафорическое — сходство с референтами. В современных когнитивных иссследовани-
ях термин «символ», как правило, используется просто в значении «знак», не предполага­
ющем какого-либо сходства с обозначаемым объектом или процессом (см. 2.2.3). 13

его отношение к другим понятиям. Так, все мы имеем представление о крылатом коне Пегасе, хотя его экстенция — количество реальных ре­ферентов — представляет собой пустое множество. Развитие логики и лингвистики было связано с критикой референтной теории значения немецким логиком Готлобом Фреге (1848—1925). Фреге ввел критерии истинности, понимаемые как соответствие композиции суждения пра-' вилам формального манипулирования символами. Выражения «вечер­няя звезда» и «утренняя звезда» обозначают один и тот же объект — планету Венера. Следовательно, они имеют одно и то же референтное значение (нем. die Bedeutung). Но суждения «Вечерняя звезда — это ут­ренняя звезда» и «Вечерняя звезда — это вечерняя звезда» принципи­ально различны: первое вполне информативно, тогда как второе (как и другие выражения, построенные по данному образцу) — тавтологично2. Иными словами, выражения «вечерняя звезда» и «утренняя звезда», при равенстве их значения, отличаются в некотором существенном отноше­нии, которое Фреге предложил называть смыслом (нем. der Sinn)3. Вы­явление смысла возможно лишь при сопоставлении знаков между со­бой. Для логического анализа, по мнению Фреге, интересны прежде всего отношения между знаками, а не между знаками и их референтами. Логический подход к природе значений особенно сильно повлиял на исследование процессов репрезентации знания в когнитивной психоло­гии. Теоретическим основанием данного направления долгое время была компьютерная метафора, которая предполагает существование единого, формального в своей основе «языка мысли», аналогичного машинному коду вычислительных устройств. Неудивительно, что общим знаменате­лем для ряда концепций выступает представление о репрезентации значе­ния в форме комбинации дискретных символов — логических суждений, или пропозиций (см. 2.2.3 и 5.3.1). Возможность построения пропозицио­нальных описаний является важнейшим требованием по отношению к любой теории репрезентации знания, так как без пропозиций невозмож­ны ни запоминание, ни интерпретация ситуаций (см. 6.4.2).

Одна из соответствующих линий рассуждения представлена работа­ми Н. Хомского, Дж. Катца и Дж. Фодора. Она восходит к теории абст­ракции Дж. Локка и связана с выделением атомарных семантических

2 В процессах коммуникации (см. 7.4.1), казалось бы, тавтологичные утверждения могут
приобретать вполне осмысленный характер (например, «Закон есть закон»). Причины,
по которым построенные таким образом высказывания иногда имеют, а иногда не имеют
смысла, являются предметом оживленных дискуссий в лингвистике, логике и других раз­
делах когнитивной науки (см., например, Апресян, 1995).

3 Очевидно, в этом случае имеет место несовпадение психологического (принятого в
теории деятельности А.Н. Леонтьева — см. 1.4.3) и логического понятий «смысл». Хотя
обе трактовки подчеркивают ситуативный характер этого понятия, в психологической
интерпретации на первый план выдвигается роль субъективного, личностного отношения



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным (3)

    Документ
    Мы приглашаем Вас активно пользоваться Эл. библиотекой РГИУ. В Вашем распоряжении около 4 полновесных текстов книг и статей, более 70 словарей. Любую книгу библиотеки вы можете свободно скачать и сохранить у себя на ПК.
  2. Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным (2)

    Документ
    Мы приглашаем Вас активно пользоваться Эл. библиотекой РГИУ. В Вашем распоряжении более 4 полновесных текстов книг и статей, более 70 словарей. Любую книгу библиотеки вы можете свободно скачать и сохранить у себя на ПК.
  3. Электронные библиотеки

    Документ
    Библиотека ХроносаРяд исторических изданий в электронном виде (в отдельном разделе есть и художественные произведения), а также списки литературы (пока преимущественно бумажной) по различным периодам истории (есть еще по педагогике
  4. Электронная Библиотека «ImWerden»

    Литература
    Академик Дмитрий Сергеевич Лихачевhttp: likhachev.lfo /index.htm Некоммерческая Электронная Библиотека «ImWerden»Древнерусская литература. Русская литература 18-20 веков, современная литератураhttp: imwerden.
  5. Научная литература белоконь, Алла Тарасовна

    Литература
    Белоконь, Алла Тарасовна Пустыня Наска. Следы иного разума [Текст] : научно-популярная литература / Алла Белоконь. - М. : Вече, 2007. - 348, [2] с. : ил.

Другие похожие документы..