Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
На современном этапе социально-экономического развития Российской Федерации одной из важнейших задач является привлечение инвестиций и на их основе -...полностью>>
'Программа'
Новосибирский Областной Клинический Кардиодиспансер приглашает кардиологов и терапевтов принять участие в пятнадцатой Областной кардиологической конф...полностью>>
'Документ'
У моей сестры Эдит и у меня общий отец — Луи Гассион. Он был неплохой малый и большой любитель женщин — и надо сказать, их было у него немало. Всех св...полностью>>
'Документ'
Деперсонализация, или расстройство сознания «Я», издавна рассматривается в качестве одной из основных проблем клинической психиатрии, общей психопатол...полностью>>

Главная > Учебное пособие

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования Российской Федерации

Волжская государственная инженерно-педагогическая академия

В.В.Крупица

Личность

Коллектив

Стиль отношений

(социально-психологический аспект)

Учебное пособие

Издание третье

Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 030500 «Профессиональное обучение»

Нижний Новгород

2003

ББК 65.050.2

К-84

К-84 Крупица В.В.

Личность. Коллектив. Стиль отношений. – Н. Новгород: ВГИПА, 2003. – с.

Рецензенты:

Кафедра менеджмента Нижегородского государственного технического университета (заведующий кафедрой – доктор философских наук, профессор В.М. Матиашвили).

Зеленов Л.А., доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и социологии Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета.

В учебном пособии изложены основные темы психологии и социологии управления, раскрыты место и роль личности, коллектива в формировании социально-психологического механизма человеческой деятельности, некоторые аспекты управленческого общения, способы разрешения конфликтов, содержатся структурно-логические схемы социально-психологических факторов формирования личности и трудовых коллективов.

Может быть использовано студентами вузов, аспирантами, слушателями различных курсов, семинаров, школ эффективного управления и бизнеса, работниками социальных и управленческих структур предприятий, организаций, фирм при изучении курсов «Управление персоналом», «Социология и психология управления», «Организационное поведение», «Экономика и социология труда».

© ВГИПА, 2003

© Крупица В.В., 2003


ISBN_____________

Содержание

Предисловие

Введение

Глава 1. Личность в управлении

1.1.

Теория личности в формировании и развитии человеческого потенциала

Личность в теории управления

Социальная сущность человека как личности

Содержание и место категорий «человек», «личность», «индивидуальность» в формировании человеческого потенциала

1.2.

Структура личности как объекта управления

Общее и индивидуальное в структуре личности

Особенности учета структуры личности в управлении

Основные индивидуально-психологические элементы структуры личности

Формирование общественно-психологической структуры личности в процессе ее социализации

Этическая и нравственная характеристика личности

1.3.

Личность как субъект управления

Сущность руководства и лидерства

Особенности личности менеджера-руководителя

Деловые качества руководителя

Нравственные качества руководителя

Психологические и педагогические требования к личности руководителя

Вопросы и задания для закрепления знаний и самоконтроля

Литература

Глава 2. Трудовой коллектив в управлении

2.1.

Трудовой коллектив – основа социальной организации, объект управления

Социальная сущность организации

Коллектив – высшая форма внутригруппового взаимодействия в организации

Внутренняя структура коллектива как фактор его развития

2.2.

Формирование социально-психологической общности как интегрального признака коллектива

Социально-психологические процессы и факторы формирования коллектива

Межличностные отношения и особенности их проявления в коллективе

Субъекты коллективного взаимодействия

2.3.

Управление нравственным становлением и развитием трудового коллектива

Содержание нравственной сферы трудового коллектива

Механизм моральных устоев коллектива

Стадии нравственного развития коллектива

Вопросы и задания для закрепления знаний и самоконтроля

Литература

Глава 3. Стиль деловых отношений

3.1.

Особенности формирования и функционирования деловых отношений

Содержание, ролевая структура, стили деловых отношений

Характер отношений управления и деловое поведение его субъектов

Социально-психологический механизм деловых отношений

3.2.

Способы и формы общения в деловых отношениях

Сущность делового общения

Коммуникативные средства общения

Особенности механизма взаимодействия в общении

Содержание и характер проявления управленческого общения

Стиль делового общения

3.3.

Стили и методы управления конфликтами

Природа, социальная роль, структура и типология конфликтов

Закономерности и причины возникновения и развития конфликтов

Пути и способы разрешения конфликтов

Вопросы и задания для закрепления знаний и самоконтроля

Литература

Заключение

Приложение 1

Предисловие

Учебное пособие «Личность. Коллектив. Стиль отношений» предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение». Оно подготовлено на основе публикаций отечественных и зарубежных авторов, ряда учебников и учебных пособий по социологии, психологии, менеджменту (Веснин В.Р., Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пугачев В.П., Парыгин Б.Д., Леонтьев А.Н., Шепель В.М. и др.), а также авторских работ: «Теоретико-методологические основы менеджмента персонала организации» (Н.Новгород, изд-во ВГИПИ, 2000); «Этика и психология деловых отношений» (Н.Новгород, изд-во ВГИПИ, 1996); «Менеджмент персонала: организационно-экономические аспекты управления в профессиональном обучении» (Н.Новгород, изд-во ВГИПА, 2002).

Автор подготовил довольно целостный, систематизированный и доступный материал для студентов вузов. Хорошо проработанный в методическом плане, он способствует удачному соединению простоты изложения с рассмотрением слож­ных специфических вопросов психологии и социологии управления личностью, коллективом, характерных для этапа формирования рыночных отношений.

Структура учебного пособия имеет логическое построение и охватывает ос­новные проблемы управления личностью и коллективом – от методологии до обоснования практических путей процесса их реализации.

Материалы трех глав пособия дают необходимые сведения о системе управле­ния личностью, коллективом, научной основе и научном подходе формирования межличностных деловых отношений, выражающихся в конкретных стилях, фор­мах и методах деятельности менеджеров-руководителей.

Содержание учебного пособия подтверждает, что автор умело использовал как передовой отечественный, так и зарубежный опыт в области психологии и социологии управления, приблизил его к конкретным условиям подготовки спе­циалистов профессионального обучения.

В работе содержится ряд структурно-логических схем, других иллюстраций, позволяющих быстро и хорошо усваивать сложный материал.

Достоинством учебного пособия является то, что его автор предпринял и реализовал удачную попытку интегрировать разнообразные знания в области менеджмента, психологии, этики управления, социологии, показав, что этот подход является наиболее эффективным в подготовке высококвалифи­цированных специалистов.

Авторская манера изложения материала учебного пособия тяготеет к краткой и четкой форме, что делает его содержание более емким и способствует лучшему восприятию и осмыслению информации, дает хорошую возможность обучающимся самостоятельно расширять и углублять изучение отдельных тем и положений учебных курсов «Социология и психология управления», «Управление персоналом», «Организационное поведение» и др.

В предлагаемом учебном пособии, в отличие от имеющихся публикаций, где рассматриваются больше вопросы социологии и психологии личности и коллектива, основное внимание сконцентрировано на проблемах социально-психологического управления человеческими ресурсами, что позволяет восполнить имеющиеся в этом отношении пробелы в обучении студентов.

Учебное пособие основано на четкой авторской концепции методологии управления личностью и коллективом, позволяющей, на наш взгляд, квалифицированно готовить специалистов в области профессионального обучения, давать им необходимые знания по специальности, которые могут быть базой для успешного накопления и обобщения ими научной практики социального управления в будущем.

Учебное пособие В.В.Крупицы при его использовании позволяет, на наш взгляд, ввести всех, кто намерен освоить научную методологию управления личностью и коллективом, в интересный мир познания и творческого поиска новых методик формирования и использования человеческих ресурсов.

Представляя читателям книгу В.В.Крупицы, я надеюсь, что она не просто восполнит дефицит литературы по специальным учебным курсам, но и найдет должное признание у своих читателей.

Л.А.Зеленов,

доктор философских наук,

профессор Нижегородского государственного

архитектурно-строительного университета,

академик Петровской академии искусств и науки,

заслуженный работник высшей школы

Российской Федерации

Введение

Технократический способ существования, выработанный человечеством более 200 лет назад, фактически исчерпал себя. Бюрократические, авторитарные инструменты руководства в условиях дефицита времени, информации, человеческих ресурсов по большей части сегодня оказываются неэффективными.

Сложный характер складывающихся российских рыночных отношений на различных уровнях требует новых подходов к управлению личностью, коллективом, организацией.

Быстро развивающиеся современные теории гуманного, персонизированного управления – не что иное как попытки вернуться к гармоничному способу существования, основанному прежде всего на развитии личности и определении ее места в коллективе, организации.

В системе современного менеджмента образуются новые формы управления, в которых происходят изменения психологии объектов и субъектов управления, стилей деловых отношений, идет переоценка менеджерами своего места и роли в системе управления.

В этих условиях крайне важно систематизировать имеющиеся знания в области психологии, социологии управления, кадрового менеджмента, организационного поведения, придать им соответствующие формы, позволяющие более эффективно формировать у обучающихся новые навыки профессионального управления.

К сожалению, применяемые для этих целей в большей части переводные учебники и учебные пособия служат лишь частично в качестве вспомогательного учебного материала, так как они не всегда учитывают особенности управления с учетом человеческого фактора, не дают комплексных знаний по части формирования личностного и организационного потенциала коллектива в целом и каждого его члена в отдельности.

Предлагаемое учебное пособие призвано как-то компенсировать эти недостатки, помочь обучающимся сориентироваться в изменяющихся условиях, привлечь их внимание к психологическим, чисто человеческим аспектам менеджерского труда, имея в виду как собственно деятельность менеджера, так и условия ее реализации. С этой целью в учебное пособие, во-первых, положены основные аспекты личности, коллектива и их трактовки, принятые в гуманистической психологии. При этом личность, коллектив рассматриваются в социальном контексте, то есть в процессе общения и взаимодействия с микро- и макросредой. Во-вторых, в нем использован ряд полезных, гуманистических по своей сути идей представителей весьма популярной ныне за рубежом неформальной школы менеджмента. Наконец, в нем представлены и обобщены не только новейшие разработки в области психологии управления за рубежом, но и наши отечественные результаты исследований.

Все это, как нам представляется, позволит обучающимся осмыслить необходимость и особенности перехода от менеджмента технократического, безличностного – к менеджменту гуманистическому, с человеческим лицом.

Автором сделана попытка организовать материал учебного пособия так, чтобы он отвечал как интересам читателей, самостоятельно изучающих проблемы личности, коллектива, их взаимоотношений, так и требованиям государственного образовательного стандарта по обучению специалистов в области менеджмента организации в условиях стационарной вузовской подготовки.

Эти особенности определили структуру учебного пособия, которая состоит из трех взаимосвязанных частей.

Первая из них является ключевой для постановки и понимания актуальных проблем личности в управлении. Наблюдения последних лет свидетельствуют о необходимости сознательного учета и направленного совмещения проблем социализации личности и развития человеческого потенциала. Материалы первой главы в этом плане должны дать логическую систему знаний по содержанию структуры личности как объекта и субъекта управления, раскрыть основные положения теории личности в формировании и развитии человеческого потенциала.

Во второй части пособия речь идет о коллективе, его основных характеристиках, предлагается ряд социально-психологических феноменов структурного и динамического плана, связанных с его формированием, служебными и психологическими взаимодействиями людей, эффективностью функционирования. Знание их является существенным условием успешности управленческой деятельности, способствует обретению менеджерами психологической компетентности.

В третьей, заключительной части учебного пособия как бы завершаются и объединяются проблемы личности и коллектива в управлении посредством изложения материалов по различным аспектам деловых отношений. Здесь анализируются особенности их функционирования и формы проявления на уровнях как личности, так и коллектива, раскрываются способы и формы эффективного общения, источники возникновения, развития и пути разрешения различных конфликтов. Содержащиеся в этой части материалы существенно дополняют сведения о личности, коллективе, приведенные в первых двух частях пособия.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с авторскими программами следующих учебных курсов: «этика и психология деловых отношений», «организационное поведение», «управление персоналом». Ему предназначено стать их связующим звеном в завершении управленческо-педагогической подготовки специалиста в стенах вуза, а также необходимым элементом в повышении квалификации и переподготовки управленцев всех уровней.

Учебное пособие основано на авторском опыте работы в качестве преподавателя и исследователя актуальных проблем кадрового менеджмента в ряде вузов, различных фирм и организаций г. Н.Новгорода, обобщении многочисленных работ отечественных и зарубежных исследователей в области общей психологии, менеджмента, социологии, управленческой этики и психологии деловых отношений.

Первое издание учебного пособия, подготовленное с учетом особенностей учебного курса «Этика и психология деловых отношений», было выпущено издательством Нижегородского технического университета в 1995 году в форме авторского конспекта лекций.

Предлагаемое второе издание полностью переработано и дополнено с учетом новых требований общеобразовательного стандарта к подготовке специалистов – менеджеров, включающих формирование различных компонентов компетентности управленцев.

Хотелось бы надеяться, что предлагаемое издание учебного пособия послужит одним из источников приобретения и упорядочения профессиональной состоятельности управленческого персонала, включая и психологическую ее сторону.

Глава 1.

личность в управлении

1.1. Теория личности в формировании и развитии человеческого потенциала.

1.2. Структура личности как объекта управления.

1.3. Личность как субъект управления.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. О. А. Тихомандрицкая Составители: Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие (1)

    Учебное пособие
    Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003.— 475 с. ISBN 5-7567-0236-9
  2. О. А. Тихомандрицкая Составители: Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие (2)

    Учебное пособие
    Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003.— 475 с. ISBN 5-7567-0236-9
  3. Г. П. Ковалева философия. Основные социально-философские учения. Учебное пособие

    Учебное пособие
    К56 Философия. Основные социально-философские учения: учебное пособие / Г.П. Ковалева; Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. – Кемерово, 2010.
  4. Учебное пособие Выпуск второй

    Учебное пособие
    Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»
  5. Учебное пособие для вузов Издание второе Рекомендовано Редакционно-издательским Советом

    Учебное пособие
    A. А. Бодалев, Г. А. Бардовский, В. П. Борисенков, С. В. Дармодехин, Л. А. Деркач, Ю. И. Дик, А. И. Донцов, И. В. Дубровина, Л. II. Кезина, М. И. Кондаков, В.

Другие похожие документы..