Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Кодекс'
Сохраняя духовные приоритеты в жизни, готовя себя для Царствия Небесного, имея Божий страх в сердце, человек никогда не будет использовать свои знани...полностью>>
'Контрольные вопросы'
1 часть 1. Понятие и предмет отрасли конституционного права России. 2. Конституционно-правовые отношения. Субъект, объект и содержание отношений. 3. М...полностью>>
'Статья'
Этот номер журнала и, соответственно, статья готовилась на пороге символического рубежа — человечество переходит в новый год, новый век и новое тысяче...полностью>>
'Документ'
«… не в одном только таланте состоит всё дело в искусстве, для него есть что-то такое, чего не заменит никакой талант, никакое мастерство, никакая ви...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Большевики в 1917 году

С.Г.Покровский 20.04.2010

Введение.

Мы приближаемся к 65-летию Великой Победы - самого святого праздника для нашего народа. Но почему он свят? Разных ответов много. Великие жертвы, великий подвиг, война прошла через каждую семью… - И все эти ответы неполны.

У святости есть другое, высшее измерение. От Бога. Именно потому и не удалось этот праздник вытравить, унизить его значение. За Победой стоит высшая духовность, высший смысл. Мы его ощущаем, но не можем перевести на язык слов.

Но саму-то войну советский народ вел под руководством коммунистической партии, отрицавшей существование бога, не так ли? Так почему большевики оказались угодны Богу, а немцы, на пряжках которых была надпись «С нами Бог!» неугодны?

Мы очень хорошо понимаем, что без созданной теми же большевиками индустрии - у Красной Армии не хватило бы средств отстоять страну. Мы очень хорошо понимаем, что без проведенной большевиками коллективизации для войны не хватило бы хлеба. Чуть менее на слуху, но все-таки вполне понятно, что без великой культурной революции, проведенной большевиками, у Красной Армии не хватило бы интеллектуальных сил для того, чтобы устоять перед образованной Европой. Попросту не было бы массовой авиации, массовых танковых войск, массовой артиллерии, массовой автомобилизации. У станков стоять было бы некому. Когда точишь снаряды, надо контролировать результат штангельциркулем. Не было бы нормальных сталей для десятков и сотен миллионов подшипников, для брони, для двигателей. Для того, чтобы варить нужную сталь, нужны знания.

И при этом самым важным событием 20-го века, по сей день определяющим для всего хода мировой истории, воспринимается Великая Октябрьская социалистическая революция, на которую сегодня набросано еще больше грязи, чем на Победу. В нашей стране с большой политической арены сошли все партии, кроме партий власти и все-таки Коммунистической партии Российской Федерации? А величайшей индустриальной державой мира сегодня стал коммунистический Китай, - двинувшийся по пути, проложенном Октябрем.

Что же все-таки сделали большевики? Кем они были?

О чем была революция 1917 года?

1.

К вопросу подступиться было очень сложно. Есть такие проблемы. Все, вроде, очевидно, а вокруг люди несут что-то несусветное. А ты не можешь понять, откуда это. И, наконец, некоторые концы с концами связались. Я обнаружил для себя автора одного принципиального заблуждения общественного сознания. Это довольно известный и почитаемый патриотическим крылом общества ныне покойный Вадим Кожинов.

Я обнаружил чрезвычайно важную сентенцию этого автора. Дескать, большевики захватили власть, были озабочены тем, чтобы ее удержать, а потому в конце концов пошли на реализацию задач, которые требовались русскому обществу.

Иначе - банда авантюристов, совершившая переворот, не имевшая никаких планов, кроме как сидеть наверху, из опасения за собственную судьбу - уступила идеям, исходившим из масс.

Дальше - больше. Коллективизация - была вынужденной мерой. Продовольственная обстановка более не позволяла допускать единоличное хозяйствование.

Этого оказалось достаточно.

Человек никак не связал возникновение колхозного строя с 300 тысячами тракторов, которые стали обслуживать колхозные поля. С тракторами - прицепные тракторные плуги, бороны, сеялки, жатки. Только для самих 300 тысяч тракторов нужно не менее 1.5-2 млн. подшипников(четыре колеса на колесных вариантах плюс хотя бы парочка-троечка в двигателе). Нужны миллионы тонн стали, как в самом тракторе, так и в стружке от обработки деталей. Для каждой тонны стали - нужно не менее 4 тонн угля.

Но ведь все это не возникает по взмаху волшебной палочки. Сталинградский тракторный завод возник в плане ГОЭЛРО, начало работы над которым положено в 1918 году, - когда большевикам, якобы, больше-то и заниматься было нечем, кроме как отстаивать собственное существование во власти. А что такое план ГОЭЛРО - ГОсударственный план ЭЛектрификации РОссии, откуда он возник?

А возник он из доклада члена ЦК РСДРП(б) инженера Глеба Максимилиановича Кржижановского в 1915 году, в котором он обосновал возможность преобразования промышленности России на основе создания районных электростанций на местных топливах типа торфа, - и электросетей, доставляющих электроэнергию к промышленным и интеллектуальным центрам вроде Москвы и Петрограда. - Вместо того, чтобы за тысячи километров везти уголь для заводских котельных из Донбасса.

Но это была не просто идея. В 1910-12 годах вблизи нынешнего подмосковного Ногинска была построена первая в мире районная электростанция, которую связали электросетью с Москвой. В этом деле принимал участие еще один инженер-электрик, член ЦК партии большевиков в период первой русской революции и после победы Октября - Леонид Красин. И еще несколько инженеров-электриков социалистических убеждений… знакомых с Ульяновым-Лениным еще со времен марксистских кружков.

Сам Ульянов-Ленин, хорошо разобравшийся в проблемах сельского хозяйства, стал автором аграрной программы большевиков. Суть ее в том, что в России необходимы крупные культурные коллективные хозяйства. Развитие по пути роста индивидуальных крестьянских хозяйств - бесперспективен. Крупное коллективное культурное земледелие было заложено в планы большевиков не менее, чем за 10 лет до Октября. Выработана лично Лениным.

Вот уже три члена ЦК большевиков, идеи которых явно дореволюционного происхождения легли в основу индустриализации и коллективизации.

Но это не все. Был еще член ЦК большевистской партии Богданов, заложивший до революции основы теории систем, а потому и - теории экономического районирования, основы которой сформулировал уже после революции.

Суть теории экономического районирования очень хорошо показать на современном материале. Берем нашу современную российскую глубинку. Одежду она покупает китайскую, мобильники тоже, элита этой глубинки разъезжает на иностранных внедорожниках. Телевизоры импортные, обувь импортная, мобильники импортные, плейеры-дебильники, которые в ухе у каждого второго молодого человека, - импортные. Импортные тетради, коляски, рыбка к пиву. Импортные холодильники и микроволновки, утюги и стиральные машины, бензопилы и гаечные ключи, обои для стен и кисти для покраски. Что не импортное - из далеких регионов: пиво «Балтика» из Питера, «Золотая бочка» из Калуги, водка московского завода «Кристалл» и питерский «Беломор». Каждая четвертая стеклобутылка произведена во Владимирской области. - И все это денег стоит. А какие деньги поступают в данный глубинный регион? Зарплата бюджетникам, пенсии пенсионерам, кое-что от продажи сельхозпродукции, ну и еще какие-то мелочи. Это из честных. Есть еще деньги от распилов бюджетов, от расходов приезжих москвичей и питерцев, от каких-то финансируемых бюджетом строительств. Но представьте себе, что такое продажа сельхозпродукции. 100 млн. тонн хлеба, производимых в России в лучшем году при закупочной цене 5000 рублей стоят 500 млрд. руб. Если обеспечить зарплату 8000 руб. в месяц, т.е. приблизительно 100 тысяч рублей на человека в год, стоимости всего хлеба хватает аж на 5 млн. человек. Включая нефтяников, переработчиков нефти в моторное топливо, изготовителей техники и запчастей, поставщиков удобрений и ядохимикатов, водителей и железнодорожников, которые все это доставили в регион, энергетиков - и всех их хозяев, которые за счет процентов от этих денег строят виллы на Канарах. И есть еще немалые налоговые отчисления в бюджет(достаточно только вспомнить18% НДС), есть прибыль капиталистических хозяев сельхозпредприятий(типично - около 10% общего дохода). Ну и сколько простых работников может прожить в российской деревне за счет производства и продажи зерна? Дай бог, 2 миллиона. А остальные чем живут? - около 40 млн.? Живут натуральным хозяйством - огородом. А все вещи, которые не могут сами произвести(перечисленные выше: одежду, обувь, телевизоры, холодильники, мобильники…) приобретают за счет финансовых поступлений в регион из бюджета. Рыночная экономика в нашем случае только называется рыночной. Основная жизнь - за счет картошки на огороде и поросенка в сарае. И за счет нефти и газа наполовину наполняющих бюджет, из которого и происходят бюджетные выплаты: милиционерам, учителям, военным, государственным чиновникам, работникам административных органов, пожарникам, пенсионерам, матерям в качестве материнского капитала… Повышение уровня жизни связано либо с увеличением производства того, что идет на продажу в другие регионы и на экспорт, либо с увеличением производства всего необходимого в регионе.

Местный пивной или ликеро-водочный завод - самый яркий показатель. Деньги от покупки алкогольной продукции достаются соседу, который заплатит тебе за то, что ты выпек для него хлеб - на местном заводе из местного зерна. А если бы еще и одежду шили из местного льна, сотканного на местном льноткацком заводе, если бы обувь делали на местной обувной фабрике, если бы электроэнергия вырабатывалась на местной электростанции на местном же торфе, - то это еще повысило бы возможность покупать для региона продукты, которые в принципе не могут быть в нем произведены: кофе, чай, моторное топливо.

Так вот, суть теории экономического районирования состоит в создании такого расположения производств, при котором территории в основном самодостаточны, а обмениваются между собой только тем, что и вправду нельзя произвести здесь, но можно произвести за тысячу километров. Паровозы в те времена могли ездить на местных дровах, тракторы «Сталинец», которые строили для села, были с газогенераторными двигателями, сжигавшими любые отходы древесины, солому и пр. А лошади - те просто работали на местном овсе. Без роскоши, но на сельских территориях в результате коллективизации и индустриализации в соответствии с теорией экономического районирования - без помощи пресловутой нефтегазовой «трубы» в конце 30-х и в 40-50-е жили десятки миллионов людей. Ровно на тех территориях, которые в условиях дореволюционной торговли зерном и покупки за счет него всего необходимого импортного - умирали от голода.

Еще одна крупная идея Богданова - необходимость создания иной, пролетарской культуры, которая изменит ценностные ориентиры народа. Расшифрую: вместо ценности заработать побольше денег и купить как можно больше престижных вещей, которыми выпендриваться перед соседями, - создать культ ценности ума, знаний, мастерства, взаимопомощи, пренебрежения к роскоши и выпендрежу, подвига во имя общественных целей. А заодно и просвещение народа через культуру, доступную его пониманию. Не может народ, который никогда не слышал греческих мифов, понять, какие философские идеи заключены в этих мифах. Народ надо было вводить в мир понятий, которые нельзя усвоить без усвоения еще десятков и сотен других понятий. Но в преимущественно дворянской культуре России новый понятийный аппарат усваивался детьми имущих классов в условиях жизни, где этот понятийный аппарат был естественным. Матерализм, идеализм, эмпириокритицизм, категорический императив, энергия, белковая жизнь. А попробуй-ка ты поясни их тому, кто читает по слогам…

Он же вместе с еще одним крупным деятелем дореволюционной большевистской партии Луначарским - были основателями течения «богостроительства». Вместо бога Русской православной церкви - строить новую религию. Новые святыни. Скажем, культ святости революционной борьбы против угнетателей. И ведь идея в основном была правильной. Во вставшей в 1905 году на дыбы России не было иного яркого, вдохновляющего образа, достойного поклонения, кроме бунтаря-революционера, отдавшего свою жизнь за народ. Через бунты и восстания 1905-07 года, через восстания 1912-14 года прошла весьма значительная часть народа. Насмотрелись и на шрапнель карателей, и на виселицы, запомнили массовые порки и расстрелы на кораблях и на фронте. А жадных и глупых попов Русской Православной Церкви, алчно считавших медяки за крещение и похороны, доносивших на бунтарей, хлеставших водку с начальством в деревнях, а коньяк с офицерами на фронте, - ненавидели.

Так что у большевиков к 1917 году все было всерьез. Достаточно стройное, полномасштабное - от земли до Бога, - системное видение будущей России.

2.

Но в программе большевиков был еще интернационализм.

«Не может быть свободным народ, который угнетает другие народы»(В.И.Ленин). - А ведь это сразу две формулы. Христианская «все люди равны перед Богом» и русская мессианская - именно на русский народ возлагается особая миссия установить христианское равенство людей, а потому - ему надо напрочь забыть о каких-то идеях угнетения иных народов. У тебя нет никаких особых прав по отношению к другим народам, а гордиться собой ты можешь - за то, что нашел в себе силы идти на жертвы за равенство людей перед Богом. Не только за национальное равенство, но и за социальное.

К тому времени уже несколько лет мексиканский народ вел кровавую борьбу против ставших нацистами гринго - американцев. «Бремя белого человека» с карабинами на перевес годами несли английские и французские нацисты, германский нацизм уже воплотился в теории «Миттельйороп», а русский нацизм - стал центральной частью мировоззрения офицеров будущих белых армий. Империалистическому угнетению в Китае был противопоставлен китайский национализм Сунь-Ятсена. А в 1897 году курс на мировое господство провозгласил еврейский нацизм - сионизм.

И только у партии большевиков была отчетливая ХРИСТИАНСКАЯ позиция: никакого угнетения народов, более того, - решительная борьба против всех видов угнетения, как международного, так и внутреннего - социального.

И отчетливое видение, что надо делать, чтобы Россия могла реализовать эту свою миссию. Создание науки, индустрии, коллективного крупного хозяйствования на земле, образование, культурное воспитание народа, построение новых святых образов. После рассмотрения проектной части большевизма становится вполне понятно, что победа в Великой Отечественной войне, создание мировой системы социализма, - были в конечном счете заложены в этот проект - проект борьбы за христианское равенство людей перед Богом.

А в ходе первой мировой войны выявилось, что первым делом надо остановить войну, прекратить мировую бойню, на долгие десятилетия вбивающую клин между народами. После Февраля стало ясно, что есть еще одна важная первоначальная забота - остановить разруху и грозящий распад России. Если рухнет Россия, то других базовых территорий для удержания на плаву центральной христианской идеи равенства людей перед Богом - просто не будет.

Немного подробнее о нацизме - как антихристианстве.

Это довольно любопытная новохронологическая находка. Есть такое слово - язычество. Язычеством нынче называют идолопоклонство, почитание природы вместо Бога. Но причем здесь слово язык в названии? Особенно с учетом того, что в средневековом русском не было понятия народ в смысле племени, нации. Народы, племена назывались языками. Не означает ли язычество - выделение себя из равных перед Богом людей по национальному признаку? - Надо проверить по другим языкам. Скажем, по греческому языку Библии. Ведь христианство, как по крайней мере считается, пришло к русским через греков. В греческом язычник - паган. В латыни, во французском, в западнославянских языках - слова, родственные этому паган.

Тогда почему у русских все-таки язычество? Откуда взялось? Причем слова поганый, поганка, погань - вполне русские. Поганить - осквернять(по словарю Даля). И язычники - поганые. Только в качестве прилагательного. Болота - поганые. Тоже прилагательное.

Ситуация прояснилась, когда выяснилось, что ранее в греческом язычников звали этникос - от этнос - народ. Вот это изменение в греческом языке и доказывает нашу догадку.

Этнический - это и есть языческий.

Аще ты Иудей сый, язычески, а не иудейски живеши, почто языки нудиши иудейски жительствовати? - есть такое? Иудеи сами выделяют себя из людей по национальному признаку, а прочие народы понуждают жить по-иудейски. Как это? - Без морали. Разрешено все, что не запрещено законом. Но это уже отдельный разговор.

А пока у нас все сошлось. Боровшиеся в начале 20 века за первенство в возможностях грабить колонии буржуазные нации, высокомерно взиравшие на африканцев, азиатов, на индейцев США, на народы латинской америки, на славян - были с точки зрения христианства язычниками, врагами христианского мировоззрения.

Но ведь большевики боролись и с кастовостью русского общества, унаследованной от царской России, и с имущественным расслоением. А это как к христианству относится?

В Южном Прикаспии есть такой народ - езиды. В сущности, это каста жрецов, без приглашения которых окружающие народы не могут, скажем, похоронить умершего родственника. На доход от обслуживания тех или иных мероприятий, которые недопустимо проводить без них, езиды и живут. Это место в человеческом сообществе - и есть их ниша, передаваемая по наследству. И они уже считают себя этносом.

В России перед революцией была проблема пропасти между народной массой и дворянством. Причем дворянский титул передавался по наследству. Большая часть дворян уже и собственности не имела, и в государстве не представляла собой ничего. Но шляхетный гонор имела. Презирала народ. В сущности дворянство было на грани превращения в отдельный народ внутри страны.

Сразу ремарка. В 19 веке Морозову-старшему за огромную помощь Московскому университету предлагали дворянство. Он отказался. Ибо старовер. Переход в касту начавшего уже загнивать дворянства - был для него предосудителен. Как для христианина.

Теперь об имущественном расслоении. В Америке высшая финансовая олигархия уже представляет собой обособленное сообщество. По сути только представители этого ограниченного народа внутри народа могут получать полноценное универсальное образование в лучших университетах типа Гарварда.

Так что возникающая и нарастающая в капиталистическом обществе функциональная и имущественная кастовость - являются переходными формами к выделению в народ.

Количественные изменения - в смысле величины собственности - переходят в качественные, закрепляемые законами. Той же финансовой олигархии США деньги уже не нужно зарабатывать. Они просто дают распоряжение написать цифры миллиардов долларов на компьютере - и ничем не обеспеченные цифры начинают двигать потоки товаров, двигать войска, смещать правительства или разрушать экономики. Не человеческие смыслы, а нечто надчеловеческое, враждебное человечеству. Например, миллиарды на разработку вакцин, с помощью которых предполагается снизить численность человечества. Некая группировка, обладающая правом производства цифр, вожделенных для людей, попавших в зависимость от доллара, - ставит себя над человечеством. Попросту на роль Бога.

Так что и серьезная имущественная, и серьезная функциональная стратификация - есть формы все того же антихристианского язычества.

В ситуации на февраль1917 года незначительная по численности, но имевшая непримиримую по отношению к социальному и национальному угнетению позицию, имевшая ясное видение логики экономического и культурного подъема страны с перспективой дальнейшего оттеснения империализма силами этой страны, - партия большевиков - была единственным в мире реальным Христовым воинством.

3.

На самом деле она не была единственным, она ОСТАЛАСЬ единственным воинством. Потерпевшая в 1914-1915 годах крупные поражения Россия - тогда же в 1915 году начала преображаться.

Надо все-таки немножко пересмотреть некоторые устоявшиеся, но ложные взгляды. Первая мировая война для Российской империи менее всего носила империалистический характер. Да, она выступила на стороне империалистической группировки против другой империалистической группировки. Да, у нее были виды на Константинополь и Босфор с Дарданеллами. Возможным результатом победы в войне для нее было объединение под ее началом славянского мира. Но эти планы не были колониальными. Константинополь был древним христианским сакральным центром и просто стратегическим для России пунктом, преграждавшим ей выход в Средиземное море. Болгарский, сербский и словацкий народы откровенно тяготели к России.

Зато над Россией перед первой мировой войной нависала угроза превращения в экономическую колонию Германии и Австро-Венгрии. Немцы чувствовали себя на русской территории господами, на Германию приходилось около половины экспорта и импорта России, причем даже экспорт рельс в Латинскую Америку Россия осуществляла через германские фирмы. Германские фирмы, обеспеченные кредитами государственного банка, за счет продажи товаров в рассрочку теснили на русском рынке отечественную буржуазию, вынужденную работать на свои, без кредитов. Зависимость от германского машиностроения была для России катастрофическая. Большую часть техники Россия приобретала в Германии, отправляя ей на экспорт продовольствие и текстиль. При этом один час работы германского рабочего оплачивался пятью часами работы русских рабочих. Заводы, выстроенные германским капиталом на русской территории, были зависимы от германских корпораций. Они не были суверенны. Т.е. не могли работать без германских инженеров и даже квалифицированных рабочих, не могли работать без германских комплектующих или без сбыта единственному покупателю - головной германской корпорации.

В армии накануне войны более 40% генералов и более 30% майоров имели немецкие фамилии. А генерал Брусилов, прибывший в Варшавский военный округ обнаружил, что русские офицеры немецкого происхождения при нем в открытую разговаривают о том, что немцы должны управлять русскими.

Поэтому война русским народом была воспринята как справедливая, национально-освободительная. Да и поводом к ней был унизительный ультиматум, предъявленный Австро-Венгрией Сербии. Более того, царь Николай предлагал кайзеру Вильгельму воздержаться от войны. Такая возможность была. Но войны хотели немцы. Всенародно хотели. В литературе описывается злобствование по отношению к русским, оказавшимся на германских и австрийских курортах в момент начала войны.

Позднее, уже в ходе войны выявились уже иные особенности противника. Немцы активно применяли недозволенные приемы войны. А именно: притворную демонстрацию сдачи в плен, чтобы расстрелять направившихся в их сторону русских военнослужащих. Попавших в плен русских пленных офицеров держали в унижающих условиях, например, выдавали матрасы, кишащие насекомыми, солдаты в лагерях голодали. Бежавшие из плена - доносили эту информацию. А пленные немцы и австрийцы в России содержались хорошо. Контраст был слишком разительный.

Война обретала характер войны блюдущего христианскую мораль русского народа с христопродавцами.

Росло и недоверие и к союзникам, помощь от которых России в трудное для нее время была явно ниже того, что союзники могли сделать. Офицеры начинали понимать, что союзники их попросту предают.

В этих условиях началась мобилизация русской оборонной промышленности под руководством Главного Артиллерийского Управления Генштаба Русской армии, которое возглавил генерал-аншеф Маниковский. Расширялись и строились новые оборонные заводы, рудники. Наука России, представленная Комиссией по изучению производительных сил России под руководством В.Г.Вернадского изучала, где какие месторождения полезных ископаемых можно разрабатывать, какими технологиями и за счет каких энергоресурсов перерабатывать в сырье для оборонки. В кратчайшее время была построена железная дорога на Романов(будущий Мурманск). На заводы были отозваны с фронта инженеры.

К лету 1916 года снарядный голод был преодолен, армия получила винтовки и пулеметы, производство которых резко возросло. Стало можно воевать.

Но среди факторов, обеспечивших этот успех, есть очень важный и до сих пор малоизвестный. Растущая как на дрожжах оборонная промышленность требовала новых рабочих - из ничего не умевших крестьян. Требовала обучения специалистов многих редких специальностей. Требовала слаженной и ответственной работы коллективов, взаимного доверия рабочих и соблюдения ими технологической дисциплины. Наконец, требовалась организация сырьевого снабжения в условиях острого дефицита сырья, организации продовольственного рабочего снабжения. Разумеется, 900 офицеров и служащих ГАУ на это не могло хватить. В значительной мере эти функции взяло на себя выборное рабочее самоуправление заводов и рудников. Оно взаимодействовало с представителями государства на казенных заводах. И подчиняло атмосферу в коллективах этих заводов общей с государством и народом святой задаче - дать братьям, сидящим в окопах, оружие.

У моего деда на Щекинских рудниках под кузницей оружия Тулой это называлось завкомом, в других местах это были советы старост. По разному назывались.

Это форма традиционно русская. Русская промышленность 19 века создавалась в основном промышленниками-староверами. Формально они были частными хозяевами. Фактически распоряжались коллективной собственностью своих староверческих общин. Соответственно отношения между хозяевами и рабочими были доверительными и взаимно ответственными. Собственно там и появились естественные для общинного владения предприятиями формы рабочего самоуправления. Особую роль самоуправление сыграло в период кризиса 1899-1909 годов, распространившееся на казенные и на действительно частные предприятия. Без рабочего самоуправления и без внеэкономических(т.е. безденежных) форм взаимного снабжения предприятий, связанных хозяйственной кооперацией, многие предприятия были бы просто закрыты. Без рабочего снабжения, без касс взаимовыручки, которые держали органы рабочего самоуправления, предприятия в кризис погибали бы еще и от потери специалистов.

Одним словом, опыт был. И сохранялись даже сами структуры. При них работали детские сады, школы для детей рабочих. Не удивлюсь, если выяснится, что они же были главными закоперщиками забастовок и демонстраций 1912-14 годов.

Так вот, государство в лице ГАУ опиралось на заводах на рабочее самоуправление, возникла важная доверительная связь между армией, государством, заводами и наукой. Интересно, что член ЦК партии большевиков Кржижановский в ходе войны руководит Петроградской электросетью, а Красин - работает в Петрограде директором порохового завода. Называется, оба на прямой связи с ГАУ.

Возник огонек народного единения.

Россия повеселела. Сергеев-Ценский назвал происходившее в 1916 году на фронте - словами «Преображение России».

Вот эта Россия могла одержать победу, а потом продолжить преображение мирным путем - если бы она понимала самое себя, свое место на земле. А она не понимала. Необразованным и малообразованным классам вообще не было, чем думать и говорить, - головы и языки были, да только понятий и знаний не хватало для мышления и выражения своих интуитивных догадок. А у образованных классов мозги были отравлены ложными ценностями.

Но она бы поняла. Динамика у нее была хорошая. Она переживала интеллектуальный подъем. А война сломала многие сословные перегородки.

И поэтому победить ей не дали. Именно не дали. Помогали противнику и ослабляли Россию гигантским незаконным экспортом ему продовольствия и сырья через персидскую границу(раскрыто генералом Батюшиным). Помогали противнику шпионажем. Махинациями разрушали продовольственное снабжение. Срывали работу промышленности провокацией забастовок. Наконец, довели дело до Февраля.

4.

Февраль 1917 года был очень хорошо срежессирован.

Обычно его связывают с нехваткой хлеба. И только на периферии мелькает слово сырье. За короткое время в стране сломались(или были сломаны) 1200 паровозов. Работавшая преимущественно от паровых машин промышленность Питера да и Москвы стала работать с перебоями. Элементарно не хватало угля для топок заводских котельных. Неполноценная занятость привела к снижению покупательной способности рабочих. Имущим классам хлеба хватало. Но он был дороже. Но имущие классы в Питере составляли весомую часть населения. Повод для недовольства был. Но все-таки фатальной проблемы не было. Сколько надо хлеба для снабжения Питера? 2-3 эшелона в день. Уж для них бы паровозы нашлись.

Но нехватка угля создала возможность развития катастрофы. Заводы стали терпеть убытки. Частный Путиловский завод после незначительного конфликта между администрацией и рабочими одного из участков - было решено закрыть. Закон позволял, хотя это и был завод оборонного значения. Он единственный выпускал снаряды для тяжелой артиллерии. Он же был важным партнером других заводов, но… он принадлежал крупному Русско-Азиатскому банку, связанному с финансовой империей Ротшильда. Русско-Азиатский банк мог многое себе позволить.

Угроза и даже состоявшееся увольнение части рабочих Путиловского завода ставило их семьи на грань голодной смерти. И аналогичная угроза нависала над другими заводами. В частности над другими оборонными же заводами той же финансово-промышленной империи Русско-Азиатского банка. Питер забастовал в поддержку путиловцев.

А несколькими днями ранее Дума на своем заседании назначила на 23 февраля невиданное - всеобщую демонстрацию женщин, посвященную международному женскому дню. Его в России практически не праздновали. А тут за его организацию взялась сама Государственная Дума. К веселому праздничному шествию присоединились рабочие бастующих заводов. И - далее пошло ото дня ко дню, с провокациями, с перевернутыми трамваями и наконец со стрельбой.

Основные события хорошо известны. Малоизвестным является то, что заводские комитеты в первую очередь оборонных заводов начали борьбу против угрозы закрытия заводов. Они буквально принудили предпринимателей к подписанию соглашения, ограничивавшего возможности предпринимателей закрывать заводы.

Но заводы зависят не только от воли предпринимателей. Они зависят и от кооперационных связей с другими заводами. Если государственная власть парализована, казенные заводы оказываются бесхозными. Тем более, что в армии меняется командование - на сторонников и прямых участников свержения царя.

И вот тут-то фабрично-заводские комитеты артиллерийского ведомства создают собственный территориальный орган управления оборонными заводами - заводами артиллерийского ведомства. Обращаю внимание. Именно здесь, в артиллерийском ведомстве, существует готовность фабзавкомов к управлению заводами. Они в этом помогали Маниловскому и ГАУ в 1916 году. Следом за ними начинается распространение опыта именно этой группы фабзавкомов и их типового устава по промышленности России, в первую очередь по казенной, но и по частной тоже. Распространение опыта ФЗК и рабочего контроля над предприятиями - главное содержание работы большевистской «Правды».

К октябрю фабзавкомы артиллерийского ведомства уже имели всероссийский координирующий орган. 10 октября Скрыпник заявляет о необходимости перехода от территориальных комитетов к всероссийскому органу, координирующему и планирующему работу всей промышленности.

Так вот. Фабзавкомы оказались специфически большевистским органом. Практически все фабзавкомы, кроме ФЗК Ижевской и Воткинской группы заводов были большевистскими.

А ведь к февралю всей численности партии большевиков не хватило бы на фабзавкомы одного Питера. Все-таки это были коллективные выборные органы.

Получается что? А получается простой вывод. Выборные лидеры рабочего класса и становились большевиками. В первую очередь, конечно.

Из незначительной партии интеллигентов партия большевиков уже к 20-м числам апреля 1917 года насчитывала 100 тыс. человек. К 20-ым числам июля, т.е. к 6 съезду РСДРП(б) - 350 тысяч. И главным образом это были выборные лидеры и их актив.

А что значит выборные? - это те люди, которым рабочие в трудный период доверяют свою судьбу, доверяют их мудрости, энергии, знаниям и просто человечности. А время и вправду было сложным. Трудности со снабжением сырьем и углем не прекращались, наоборот обострялись. С мая начались уже не локальные, а охватывающие всю страну продовольственные затруднения. Россия наводнялась обесценивающимися бумажными деньгами. И экономические методы регулирования работы промышленности становились неработоспособными. Предприниматели закрывали заводы. А временное правительство не мешало частникам скупать заводы казенные. Скупать - и останавливать.

Партия большевиков практически полностью состоявшая из выборных лидеров рабочих коллективов и их актива - в течение периода с февраля по октябрь попросту вела борьбу за спасение российской экономики от коллапса. Решение о курсе на социалистическую революцию, а в последующем на захват власти вооруженным восстанием - и на Апрельской конференции, и на 6 съезде большевиков - имело одно-единственное обоснование - спасение от разрухи, недопущение развала экономики посредством государственного регулирования ее работы.

Интересна в этой связи позиция сторонников Троцкого - межрайонцев, влившихся в большевистскую партию на 6 съезде. Вопрос стоял о немедленном переходе к социалистическим преобразованиям в экономике после взятия власти. Возникла поправка. Дескать, как можно? Надо же дождаться мировой социалистической революции, а уж тогда…

Поправка была отклонена ответом руководившего съездом и читавшего доклад по данному вопросу Сталина: а вдруг мировая революция задержится, так мы уж на всякий случай приступим.

Момент довольно любопытный. По стране идет процесс скупки и закрытия казенных заводов, заводы останавливаются из-за галопирующей инфляции, держатся буквально усилиями фабзавкомов, не имеющих возможности ни остановить накачку экономики деньгами, ни возможности законами запретить закрытие заводов. А троцкисты предлагают оставить все как есть. Пусть, дескать, и дальше обрушивается.

История - это некоторым образом спектакль. На сцене видны артисты. Но не видно ни автора сценария, ни режиссера-постановщика, ни многочисленных работников, шивших костюмы, готовивших оборудование сцены, не видно светотехника и уборщиц.

Троцкий был на ярком свету. И основательно опорочил партию большевиков красным террором, расказачиванием. Но еще в момент вступления Троцкого со товарищи в партию большевиков, - было достаточно хорошо видно, что он из себя представляет. В последующем Троцкий оценит события 6-го съезда как чистый выигрыш Сталина в борьбе с ним. Но приходилось именно вести тончайшую гроссмейстерскую игру. Не закрывать ему вход в партию, но наоборот приглашать. Значит, - другого выхода не было.

Смыслов его пребывания в русской революции - более, чем достаточно.

Те сферы мирового финансового капитала и политического истеблишмента, с которыми был связан Троцкий, были недоступны для массового костяка «выборной партии рабочего класса»(И.В.Сталин, так она названа в его выступлении на 14 съезде). А революция в России имела всемирно-историческое значение. Без игры на противоречиях враждебных ей сил - ее слишком легко было задушить.

5.

Но обрушивалась в 1917 году не только промышленность. Обрушивался весь образ жизни. Прежде всего, Временное правительство начало следствие по делам представителей прежних органов государственной власти. Губернаторов царского правительства. Честнейшие и достойнейшие люди, настоящие покровители своих губерний - оказывались под следствием, соответственно система власти, которая держится в первую, вторую и десятую очередь на людях, - разлаживалась. Распускалась или разбегалась полиция и жандармерия. Из тюрем с каторги и из ссылки освобождались уголовники. Страна погружалась в бандитизм и анархию. Комиссары Временного правительства ничем не управляли, а возникшая система земских управ - была лишена власти над промышленностью, зависела исключительно от денег, поступивших от Временного правительства. Неугодные земства лишались финансирования. Соответственно лишались финансирования медицинские и образовательные учреждения, которые подчинялись земским управам.

Где в связи с этим были большевики? Большевистские фабзавкомы направляли своих представителей в параллельный орган власти - Советы. Отчисляли им 1% от дневного заработка рабочих и штрафы за нарушения, направляли в создаваемую при Советах рабочую милицию вооруженных рабочих. В ряде мест Советы принимали на себя функции бессильных земств: брали под свою опеку больницы, школы, приюты.

В то же самое время в деревне вовсю работали эсеры. Организовывались грабежи и поджоги помещичьих усадеб, да и вообще всех имевшихся крупных сельскохозяйственных предприятий. Будущий руководитель антисоветского восстания 1921 года эсер с 1912 года Антонов - проявил себя в 1917 году на Тамбовщине организацией нескольких разгромов помещичьих имений.

Летом 1917 года крупных культурных хозяйств на европейской части России практически не осталось. Но некоторые остались. Помещики, владельцы имений, обращались к рабочей милиции Советов за помощью. Отряды присылались. Сохранившиеся имения в последующем, уже в 1918 году становились коммунами - крупными коллективными сельскохозяйственными предприятиями.

Кстати, о важной особенности. В том же 1917 году насквозь большевистские фабзавкомы совершенно отбросили тезис классовой борьбы. На заводах и фабриках ими формировались коллективы, безразличные к социальному и сословному статусу работающих. В них нормально вписывались и сами предприниматели, - если не возражали. Получение рабочими практически безраздельной власти на предприятиях на всероссийском уровне - через «Правду», - большевики не рекомендовали использовать в целях получения дополнительных доходов. Есть прибыль - пусть предприниматель ее получит полностью. А там - пусть сам думает, как ею распорядиться. Многие предприниматели направляли значительную часть прибыли на поддержку местных Советов.

Если набросать картинку большими мазками, то она выглядит так. Сверху, от Временного правительства, от представителей связанной с иностранным капиталом и с властями стран Антанты буржуазии, части высшего генералитета, - исходили импульсы сознательного обрушения России как целого. Разогревался сепаратизм, анархия в городе и в деревнях, разрушались финансы и транспорт, дисциплина в армии, останавливалась промышленность, парализовалось местное управление.

В этих условиях массовая «выборная партия рабочего класса» повседневной работой в фабзавкомах, в Советах, в рабочей милиции, в армейской среде, - была в России единственной активно и наступательно противостоящей хаосу силой, действовавшей во имя коренных интересов не только России, но и всего человечества.

6.

В советский период было в ходу ленинское высказывание, что идеи, овладевающие массами, становятся материальной силой.

Но именно практика большевистской партии в 1917 году показала, что это не вполне верно. В 1917 году действовало много партий, которые носились с собственными идеями. Эти идеи захватывали гораздо большее количество людей, чем идеи большевиков. Эсеры насчитывали до 2 млн. сторонников своей партии, эсеровская идея всеобщего наделения крестьян землей - имела широчайшую поддержку в крестьянстве. Наоборот большевистская идея о сельскохозяйственных коммунах была не популярна. Широкую поддержку имели националистические и сепаратистские идеи, победившие в Польше, в Финляндии, в Прибалтике(впрочем, не без иноземной помощи). Наконец, важнейшей идеей, погрузившей Россию в разгул «зеленого» бандитизма и махновщины была анархистская идея, стыковавшаяся с марксизмом в части отношения к государству как аппарату насилия, а потому отрицавшая государственность.

Не только численность большевистской партии, но даже численность всех рабочих(2.5 млн. человек) уступала численности тех масс, которыми овладели идеи, противоположные большевистским. И тем не менее, как свидетельствует В.В.Маяковский:

До самой мужичьей земляной башки докатывалась слава,- лилась и слЫла, что есть за мужиков какие-то «большаки» - у-у-у! Сила!

Большевики, не имевшие власти, не имевшие достаточных агитаторских сил (в отличие от поднаторевших на агитации в крестьянской среде еще с 1905-07 годов), - уже летом 1917 года крестьянами рассматривались как ведущая Сила.

Это положение Силы(с большой буквы) они зарабатывали как раз той повседневной работой по преодолению наступавшего на Россию хаоса. Поездками за сырьем в другие города, направлением решениями митинга рабочих редких специальностей с Путиловского завода в Москву - помочь тамошним металлистам освоить важный новый производственный участок. Копейкой отчисления с каждого рубля, заработанного рабочими - на нужды местного самоуправления. Направлением рабочих-бойцов в рабочую милицию. В итоге уже в 1918 году Пришвин свидетельствует: большевики были единственными, кто могли удерживать народ от анархии и вседозволенности.

А уже в гражданскую войну сформировался образ несгибаемого большевика.

В чем дело?

И тут в самый раз забытый, отодвинутый на десятый план элемент учения Сергия Радонежского. Деятельный исихазм. Повседневная организаторская, хозяйственная работа, повседневные столкновения с агитаторами прочих партий, и т.д. - делали из вчерашних рабочих и солдат - политиков, командиров, начальников строек…

Они восходили над собой.

Тому, кто делает богоугодное, доброе, праведное дело - Бог дает и силы, и ум, и недюжинную энергию. Лишь бы человек упорно, в каждом деле, в каждой жизненной ситуации честно искал путь к добру и правде.

Большевистская партия, имевшая множество заблуждений в частностях, - мобилизовала потенциал самых порядочных, самых честных, самых уважаемых рабочих. И они, каждодневно в каждом деле доискиваясь до правды, - обретали сверхчеловеческое чутье на правду и ложь, на добро и зло, обретали власть над людьми. Власть, основанную не на штыках, не на авторитете должности, а силе личности.

7.

Пора делать выводы.

1) Большевики шли в революцию с целью повержения Зла, выражавшегося в нараставшей социальной и национальной разобщенности людей. А потому на момент революции выступали единственной в мире по-настоящему христианской силой.

2) Большевики шли в революцию не просто как сторонники правды, но как создатели и носители единственной на то время реалистичной и выигрышной программы экономических и культурных преобразований.

3) Большевики строили тело своей партии из того, что было «умом, честью и совестью» того класса, который единственный из образованных не был поражен бациллой привилегированности.

4) Строительство массовой партии происходило не путем присоединения к измышленным идеям, а путем вовлечения и организации в ней тех, кто прилагали все свои силы к борьбе с реальными и масштабными угрозами.

5) Стремительный рост силы, влияния, как организованного, так и личностного, большевиков, - яркое свидетельство в пользу учения Сергия Радонежского о деятельном исихазме - многократном увеличении физических, умственных и душевных возможностей человека, воинствующего за добро и правду.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа спецкурса власть и общество российской провинции в революции 1917 года план спецсеминара

    Программа спецкурса
    Феноменология Российской революции 1917 года [Текст]: Программа спецкурса. Власть и общество российской провинции в революции 1917 года [Текст]: План спецсеминара / Состав.
  2. Октябрьская революция 1917 года

    Реферат
    12 августа 1917 года в Москве открылось Государственное совещание, созданной Временным правительством для обсуждения неотложных политических и экономических проблем страны.
  3. Тема VI 1917 год в судьбе россии

    Лекция
    В апреле 1917 г. вождь большевиков В.И.Ленин утверждал, что события вось­ми дней с 23 февраля по 3 марта 1917 г. являются полноценной буржуазно-демок­ратической революцией, которая уже завершилась.
  4. Страницы отечественной истории: 1917-1941 гг. Хрестоматия Ставрополь 2009

    Документ
    Сложные внутриполитические, международные, экономические и социальные процессы первых десятилетий Советской власти вызывают неоднозначные трактовки и интерпретации в исторической науке и в обществе.
  5. Политические партии россии и массовое политическое сознание действующей русской армии в годы первой мировой войны (июль 1914 март 1918 гг.) 07. 00. 02 Отечественная история

    Диссертация
    Диссертация выполнена на кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е.Жуковского.

Другие похожие документы..