Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Основная образовательная программа'
понимание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность нести за них от...полностью>>
'Литература'
Аннотация издательства: Генерал от кавалерии Алексей Алексеевич Брусилов вошел в историю первой мировой войны как выдающийся полководец. Его талантлив...полностью>>
'Публичный отчет'
В соответствии c п. 5.11. Порядка принятия решения о разработке муниципальных долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации, утвержденн...полностью>>
'Программа'
История как школьная учебная дисциплина является стержнем всех гуманитарных и обществоведческих курсов в основной общеобразовательной школе. Формируя...полностью>>

24 мая 2009 года в Москве, в Музее и общественном центре имени А. Д

Главная > Информационный бюллетень
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Финал «дела об обыске» и

некоторые уроки этого дела

Заявление «Мемориала»

6 мая 2009 г. санкт-петербургский городской суд подтвердил решение Дзержинского районного суда о незаконности обыска, проведенного 4 декабря 2008 года в Научно-информационном центре «Мемориал» в Санкт-Петербурге.

Вечером того же дня представители НИЦ «Мемориал» – адвокат Иван Павлов, директор Центра Ирина Флиге и член Совета учредителей Татьяна Косинова – в присутствии независимых наблюдателей, председателя организации «Гражданский контроль» Бориса Пустынцева и представителя Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге Светланы Екимовой забрали из районной прокуратуры незаконно изъятые ею в Центре материалы, в том числе двенадцать жестких дисков, вынутых при обыске из компьютеров «Мемориала». В момент изъятия на этих дисках размещались базы данных, содержавшие результаты двадцатилетней исследовательской работы Центра по истории политического террора советского периода.

Процедура возврата была оформлена протоколом, составленным представителями НИЦ «Мемориал» и завизированным независимыми наблюдателями. Все возвращенные материалы были упакованы в коробки, опечатанные печатями «Мемориала», и доставлены в Центр.

13 мая 2009 г. независимые технические специалисты в присутствии представителей общественности провели экспертизу жестких дисков на предмет их работоспособности и сохранности записанной на них информации. Все диски оказались работоспособными, выборочная проверка информации подтвердила ее сохранность. В акте экспертизы отмечено, что следы подключения с целью считывания информации отсутствуют, за исключением единственного диска, на котором прослеживается неудачная попытка подключения в ночь с 4 на 5 декабря. Похоже, что все это время диски просто провалялись в прокуратуре и их содержимым никто не интересовался.

В течение пяти месяцев, прошедших со времени обыска, прошло в общей сложности четыре судебных процесса, на которых НИЦ «Мемориал» требовал признания обыска незаконным и возвращения изъятых у него материалов. Еще в марте прокуратура заявила о готовности вернуть изъятое «за ненадобностью»; теперь она была вынуждена сделать это по решению суда.

Конечно, возвращение имущества не компенсировало ущерб, нанесенный работе Центра: в результате налета была выведена из строя почти вся оргтехника, а большие массивы научно-справочной информации, размещенные на изъятых дисках, в течение пяти месяцев были недоступны. Кроме того, остался открытым вопрос о моральном ущербе, причиненном нашей организации: абсурдное подозрение следователя М.Г. Калганова о причастности «Мемориала» к финансированию правоэкстремистских публикаций, публично повторенное на заседании ОБСЕ полномочным представителем России, не опровергнуто в судебном заседании – суд отказался рассматривать этот вопрос по существу. Общество «Мемориал» намерено осуществить дальнейшие действия по защите своего доброго имени.

И все-таки: права организации восстановлены, ее имущество возвращено. Мы полагаем, что этот результат не был бы достигнут, если бы не волна протестов и солидарности, поднявшаяся в мире и в России сразу после полицейского рейда 4 декабря 2008 г.

«Мемориал» искренне благодарит российскую и зарубежную научную общественность, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и регионального Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге, правозащитные структуры Совета Европы, демократические общественные и политические организации России, отечественные и зарубежные средства массовой информации (в частности и в особенности – информационно-аналитические сайты Полит.ру и «Права человека в России»), зарубежных политиков и многих других за поддержку.

«Мемориал» обращает внимание общественности на то, что из «дела об обыске» можно извлечь некоторые выводы.

Первое. Вопреки расхожим мнениям, неправительственные организации в России в отдельных случаях могут добиться защиты своих прав в суде, если приложат к этому достаточно усилий и проявят настойчивость. Такая победа дается недешево; в данном случае, за нее пришлось заплатить временем и силами сотрудников «Мемориала», вынужденных в течение пяти месяцев постоянно отвлекаться от своей основной работы ради отстаивания прав и доброго имени организации.

Второе. Кампании общественной солидарности имеют не только символическое протестное значение. Они могут приносить практические результаты.

Третье. По-видимому, в современных условиях полное торжество закона и справедливости малореально, если это серьезно затрагивает ведомственные интересы. В «деле об обыске» это выразилось в том, что суд отказался рассматривать вопрос о незаконности самого постановления об обыске в силу его полной необоснованности, ограничившись указанием на то, что решение о производстве обыска является исключительной прерогативой следователя. Тем самым суд фактически утвердил право следственных органов принимать такого рода произвольные решения, ущемляющие права юридических лиц, не опасаясь последующей судебной проверки. Общество «Мемориал» полагает, что подобная практика антиконституционна.

Четвертое. В ходе судебного следствия выяснилось, что правоохранительные органы (во всяком случае, Центр по противодействию экстремизму Главного Управления МВД России по Северо-Западному федеральному округу) рассматривали «Мемориал» как «экстремистскую» организацию, за офисом которой было даже сочтено необходимым установить «оперативное наблюдение», т.е. попросту наружную слежку. Наши попытки выяснить причины, по которым наш Научно-информационный Центр в Петербурге стал объектом оперативно-розыскной деятельности, остаются пока безуспешными.

В ЦПЭ ГУ МВД по СЗФО отвечать на наш запрос по существу отказались, ссылаясь на то, что закон запрещает раскрывать тайну оперативно-розыскной деятельности. Однако, сам факт сосредоточения усилий по «борьбе с экстремизмом» на организациях, подобных «Мемориалу», проливает определенный свет на причины того, почему реальная экстремистская активность в Петербурге, да и во всей стране, растет, а раскрываемость преступлений, совершаемых на почве экстремизма, катастрофически мала.

История с установлением наружного наблюдения за исследовательским центром «Мемориала» должна стать еще одним толчком для серьезной общественной дискуссии, в ходе которого будет выработана оценка сегодняшних целей и приоритетов правоохранительных органов и силовых ведомств в «борьбе с экстремизмом». Мы ожидаем, что в такой общественной дискуссии также примут участие заинтересованные государственные службы и ведомства.

Таким образом, «дело об обыске в НИЦ «Мемориал» закончено (по крайней мере, в отношении восстановления нарушенных прав), но определенные аспекты этого дела по-прежнему требуют общественного осмысления.

Международное общество «Мемориал»,

Санкт-Петербургское общество «Мемориал»,

НИЦ «Мемориал»

(Санкт-Петербург)

В регионах

Мы ждем перемен в уральской столице!

В конце марта 2009 года Екатеринбургский центр электоральной поддержки (ЦЭП) провел в Уральском центре Б.Н. Ельцина «круглый стол» «Итоги выборов в Екатеринбургскую городскую думу: ждать ли нам перемен общественно-политического климата в уральской столице?».

Экспертом выступил К.В. Киселев, зам.директора Института философии и права УрО РАН по научным вопросам, кандидат философских наук. Участники мероприятия: представители региональных отделений партии «Яблоко», правозащитных движений «Солидарность» и «Объединенный гражданский фронт», общественных организаций «Мемориал», политологи из Центра общественно-политических инноваций, студенты и аспиранты ВУЗов.

К.В. Киселев озвучил для собравшихся тему «Выборы в условиях кризиса». По его мнению, «...кризис власти не помеха, а практически мать родная. И екатеринбургские выборы – тому пример. Сама по себе кризисная ситуация повлияла всего на два электоральных фактора.

Первый. Выросли протестные настроения. Причем этот рост послужил не увеличению политической активности, но обусловил ее снижение, что отразилось на явке избирателей. Протест, другими словами, имел не политический, но экономический, анархо-синдикалистский характер. Причем острота экономических проблем была еще не столь высока, чтобы привести к политизации протестных настроений. Каждый пытался справиться с кризисом самостоятельно.

В среднем по Екатеринбургу явка составила 18,22 %. Минимальная зафиксирована в округе № 20 (победитель А. Бура) – 11,71 %, максимальная – в округе № 27 (депутатом стал И. Володин) – 26,19 %. В первом случае конкуренции практически не было, во втором сказались накал страстей, доходивший до силового противостояния, подкуп, подвоз и прочие противозаконные технологии. Если же смотреть на ситуацию в целом, то при всего-навсего 20 % барьере явки выборы были бы признаны состоявшимися всего в 10-ти округах из 35! Вывод из этих фактов очевиден, низкая явка повысила значимость административного ресурса.

Во время кризиса потенциальные кандидаты осторожничали с выдвижением, экономя деньги, а зарегистрировавшиеся пытались особо не вкладывать средства в свои кампании. Естественно, что это мгновенно повлияло на количество кандидатов, которых стало меньше, чем ожидалось, и на стоимость самих кампаний. По округам баллотировались всего 145 кандидатов, от 3 до 6 кандидатов на округ. В среднестатистическом округе до финала дошло 4,14 кандидата. В 9 округах было по 3 кандидата, в 13 – по 4, в 12 – по 5, и лишь в одном – 6 кандидатов. Однако там, где кандидаты все же решались на выдвижение не для проформы, борьба шла нешуточная. Конкуренция, таким образом, была, но если бы не кризис, то она была бы много жестче, интересней и принципиальней.

В результате такого рода электоральных следствий кризиса городской власти можно было спать спокойно. Что эта власть и делала. Более того, уже как минимум два, а то и три, электоральных цикла особого интереса к муниципальным выборам городская администрация не проявляет, прекрасно понимая, что сможет договориться практически с любым. Тем более, что примерно в половине округов баллотировались лояльные городской власти инкумбенты, т.е. кандидаты, электорально доминирующие с однозначными перспективами на победу. Поэтому даже проигрыш в другой половине округов принципиально расклад сил не менял. Большинство «оппозиционеров» скорее рано, чем поздно, все одно бы пришли на поклон к городской администрации. Кстати вспомним, что А. Чернецкий и В. Тунгусов без особой головной боли пережили и некогда оппозиционного И. Шеремета, и принципиального противника городского головы А. Кабанова, и финансово состоятельного О. Хабибуллина. Ужели им кто-нибудь еще страшен? Едва ли. Очередные выборы? Тоска смертная в городской администрации. Никакого особого интереса. Пара-тройка электоральных интриг. Вот и весь кризис. Вот и все выборы.

Партии. Общим местом стали суждения о том, какая из партий выборы выиграла или проиграла. Чиновные аналитики доказывают, что победа «Единой России» – свершившийся факт. В доказательство приводятся цифры о победивших выдвиженцах и составе сформированной в Городской думе фракции, которая увеличилась с момента своего создания в апреле 2005 г., когда в нее вошли 9 человек, более, чем в три раза – до 30 человек. Цифры впечатляют. При этом оппоненты указывают на проигрыш некоторых (А. Ветлужских, А. Курлыков, Р. Мустафин и др.) видных единороссов, усматривая в этом некий тренд.

При всей аргументированности этих позиций ситуация представляется несколько иной – «Единая Россия» в выборах не участвовала вовсе. Дело в том, что, во-первых, кампании в Гордуму проходили не по спискам, а по одномандатным округам, в которых соревновались не партии, а конкретные лица. Во-вторых, собственно «Единая Россия» ограничилась лишь выдвижением кандидатов. Собственно в избирательной кампании партия не участвовала. Более того, ее лейбл, как доказывают социологические исследования, приносил больше минусов, чем плюсов. Не случайно многие наблюдатели отмечают некоторую «стеснительность» в использовании бренда «Единой России» в избирательной кампании многих кандидатов от «партии власти» и т.д. В-третьих, сам список «Единой России» был списком не партии, а самой власти. Если говорить более конкретно, то результатом согласования интересов городской и областной администраций, некоторых ФПГ, инкумбентов и иных сильных игроков.

Соответственно, зачастую в округах для власти (прежде всего, городской) часто важнее была персона и ее победа, чем наличие партийного билета у этой персоны. В свою очередь для кандидатов включение в списки «Единой России» было важно не по причинам идеологического характера, а с целью получения и/или нейтрализации административного ресурса. Именно поэтому в списке «Единой России» оказались не члены партии (Я. Габинский, А. Бура и др.), некоторые вступили в партию буквально накануне кампании (А. Шарапов, май 2008 г.), а третьи получили негласное, но явное добро от власти на баллотировку против «Единой России» (Н. Фамиев). Впрочем, уже сейчас можно утверждать, что по принципиальным вопросам даже и «чистопородные» единороссы все одно будут голосовать не по велению партии, но руководствуясь интересами. Своими собственными или патронов. Как это уже было, например, при принятии решения о введения в муниципалитете пропорциональной избирательной системы.

Имиджевая капитализация «Единой России» резко снизилась. Небольшое снижение претерпела «стоимость» бренда «Справедливой России», которая неизменно отождествлялась с теряющей популярность властью. Напротив, свои позиции упрочила КПРФ (1 первое, 16 вторых мест), за кандидатов от которой часто голосовали именно как за коммунистов. ЛДПР в символическом плюсе. Бренд «Правого дела» остался без динамики.

Исключением из партийно-политического бездействия стала организация «Российские пенсионеры», во главе с Е. Артюхом, которая не только предоставляла свой бренд участникам кампании, но и активно использовала и наращивала не только свой имиджевый, но также организационный, финансовый, административный ресурсы. На пользу «Пенсионерам» работала и ситуация с монетизацией льгот. Которая, кстати, стала основной темой кампании.

Основные темы кампании. Монетизация лидировала по упоминаемости в агитационных материалах по одной простой причине: кандидаты рассчитывали на низкую явку, при которой доля пенсионеров в числе голосующих обычно существенно возрастает. И они не ошиблись. Явка была чрезвычайно низкой. Однако, в силу того, что тема отмены льгот использовалась всеми, по факту ее просто заболтали. Никаких значимых результатов раскрутка этой темы не принесла, а те, кто на ней паразитировал, очень часто воспринимались как провокаторы. Другими словами, борьба с монетизацией приносила голоса лишь тогда, когда сам кандидат опирался на уже подготовленного избирателя.

Все остальные темы были представлены достаточно ровно: от точечной застройки и цен на услуги ЖКХ, до очередей в больницах и строительства детских садов. Другими словами, все было чрезвычайно традиционно: кандидаты желали счастья для всех и в неограниченном количестве. Попутно заметим, что обобщить подобного рода «идеологию» в кратком слогане удалось не екатеринбуржцу, но кандидату по округу № 1, а ныне депутату из близкой к столице Урала Верхней Пышмы Ю. Боголапову. В своих агитках он сформулировал свое кредо весьма оригинально: «Главное в жизни – все!». Если следовать этой логике, то программа кандидата должна называться «Обо всем».

Итак, идеологического, программного противостояния не получилось. Даже там, где победил яблочник М. Петлин (округ № 18) и коммунист И. Тыщенко (округ № 31). Повсеместно было противостояние финансовых, административных и организационных ресурсов. Следствием стало процветание самой эффективной технологии – технологии подкупа.

Технологии. Каких либо принципиально новых технологий опробовано не было. Единственная любопытная новация – сбор денег по Интернету (Л. Волков, округ № 10). Зато произошло явное смещение в направлении меркантилизации выборов.

Принцип: а что ты мне дашь? – стал основным для многих активных избирателей. Чаепития, детские площадки, железные двери на подъездах, деньги в конвертах, массовое заключение договоров на агитационные услуги, продовольственные товары с уценкой, лекарства на дом, дисконтные карты, медицинские и юридические консультации, водка и продуктовые наборы – вот далеко не полный перечень способов подкупить, который применялся на этих выборах по полной программе.

Расчет опять-таки был прост. При низкой явке подкуп нескольких сотен избирателей способен решить дело окончательно и бесповоротно. Так и получилось. В редких округах обошлось без такого рода нарушений, которые официальные лица не видели или видеть не желали.

Административный ресурс. Любопытные метаморфозы произошли с использованием административного ресурса. Его применение стало и менее масштабным, и менее эффективным. Где-то он применялся по полной программе, а где-то его не было вовсе. Причин тому, на наш взгляд, две.

Во-первых, в федеральных избирательных кампаниях 2007-2008 гг. с использованием административного давления просто-напросто перегнули. Перегнули, нагоняя явку и требуя лояльного голосования, так, что избиратели стали нечувствительными и к угрозам, и к посулам. И к кнуту, и к прянику. Это, кстати, привело и к рекордно низкой явке.

Во-вторых, главы администраций все больше утрачивают стимулы к электоральной активности. Да и вообще к какой-либо активности. Престижность административной работы резко снизилась. Трудно найти человека на должность главы района. Пришедшие стремятся уйти выше, в депутаты или в бизнес. Например, не так давно ушла со своего поста глава Чкаловского района Е. Ширина. Ушла в областные депутаты. На этих выборах «спрыгнул» с должности глава Ленинского района А. Фисенко. Ощущается откровенная нехватка кадров на замещение и менее значимых административных должностей. Отсюда, заметим, низкая квалификация многих сотрудников районных администраций.

Что касается правоохранительных органов, то от выборов к выборам их позиция не меняется. Какие-либо телодвижения по пресечению правонарушений совершаются только по указке сверху. И то «через не хочу», через лень, через принуждение. Вообще, создается впечатление, что правоохранители воспринимают политику как особую, отчужденную от них и от закона сферу деятельности, где допустимы любые правонарушения, вплоть до самых жутких преступлений. Соответственно их невмешательство в электоральный процесс на стороне закона ими же обосновывается просто: нас это не касается или, еще того хуже, преследование электоральных правонарушителей не приносит «ни денег, ни славы», а вот неприятностей можно на свою голову получить полной мерой.

Некоторые тенденции. Во-первых, конкурентность возросла и стала нормой. Наличие инкумбентов уже не пугает, ибо стало видно, что побеждает тот, кто работает.

Во-вторых, усилились протестные настроения, которые будут нарастать и из-за усталости от действующей власти, и по причине кризиса. Возможно перерастание экономического и абсентеистского протеста в протест активный и политический. Фактор такого перерастания – усугубление негативных тенденций в экономике. Однако, уже сегодня власть (и местная, и областная, и федеральная) перестала быть священной коровой.

В-третьих, вместе с интенсификацией в использовании противозаконных технологий (прежде всего подкупа) фиксируется и нарастание активности криминалитета. Причем, в этом случае первое (подкуп) во многом является следствием второго (активность криминала).

В-четвертых, на фоне прогрессирующей партийной немочи вновь усиливаются традиционные элитные группы, ориентированные на город, область, некоторые ФПГ.

Некоторые итоговые цифры. Дума обновилась более, чем на половину (18 человек), если считать «новым» депутатом опытного Д. Сергина. 17 человек остались с прошлого созыва.

Современный муниципальный депутат. Возникает вопрос: зачем люди баллотируются в депутаты? Особого стремления исправить городскую ситуацию не наблюдается. В крайнем случае какие-то «добрые дела» делаются в конкретных округах. Тотального приумножения собственности у депутатского корпуса не просматривается. Одни богатеют, состояние других, напротив, сокращается.

Пока ответ один. Фактически мандат депутата Городской думы есть не что иное, как признаваемый Городской администрацией и частично иными властями мандат на проведение лоббистских кампаний. То есть городской депутат – всего лишь навсего признаваемый властью лоббист. Соответственно, избирательная кампания может рассматриваться, как официальная более или менее конкурентная регистрация лоббиста. Понятно, что лоббисты бывают успешными и нет. Бывает, отстаивают широкий круг интересов, чаще узкий, собственный. Кроме того, совсем не факт, что официально зарегистрированный лоббист (то есть депутат) будет успешнее лоббиста-теневика, который лучше знает ходы-выходы в чиновных кабинетах Серого, Белого или Желтого домов.

Чего ждать от Городской думы? Ничего. Ничего не изменится. Все так же Екатеринбург лишен политики, лишен разделения властей, лишен представительной власти, лишен контроля за властью исполнительной, лишен внятной стратегии развития. И все это несмотря на вполне осязаемое наличие тридцати пяти депутатов...».

Участники «круглого стола» бурно отреагировали на анализ ситуации, данный экспертом. Ведь для всех екатеринбуржцев сегодня остро стоят вопросы: что нам ждать от вновь избранных депутатов; будут ли ими применены новые методы активизации гражданской и электоральной активности населения; какие существуют способы выявления наиболее значимых общественных и социальных проблем, требующих совместного решения активной части гражданских организаций, власти, бизнеса и взаимодействия экспертных групп, государственных (муниципальных) институтов и заинтересованной общественности в совершенствовании правотворческой и законодательной инициативы на местном и региональном уровнях.

По кругу высказались: В.Н. Осетров: «...состав Гордумы вызывает тревогу. Думаю, они не способны работать без «плетки» избирателя»; Ю.А. Сопин: «...кризис заставит менять депутатов методы работы или все вновь пойдет «по накатанной»? Мы – источник власти, а что мы можем сами? Кто реально участвует в правотворчестве? Хотелось бы конструктивного взаимодействия всех структур гражданского общества по решению городских проблем. Мы не понимаем системы разделения властей. Да и власть ее не до конца понимает, иначе депутаты не одобряли бы все подряд инициативы главы города»; В.Г. Пестов: «...я агитировал за независимого депутата, он победил. А затем вступил в «Единую Россию». Больше на выборы не хожу».

В.И. Усков, зам. председателя правления «Екатеринбургского Совета по развитию территориального самоуправления» поделился своим опытом взаимодействия с депутатами: «...мне часто приходится встречаться с депутатами, вносить от имени Совета предложения по решению вопросов местного значения. К сожалению, нам не удалось решить ни одного вопроса. Хотя это касалось социальной защиты горожан...».

Далее он привел факты безразличного отношения к органам территориального общественного самоуправления (ТОС) со стороны местной власти. Например, созданные 3-4 года назад ряд органов ТОС до сих пор не имеют помещений для нормального функционирования, их деятельность не финансируется, хотя Правительством области выделено на эти цели немалые средства. Годом раньше Гордума утвердила положение «О порядке организации и осуществлении территориального общественного самоуправления в МО «Город Екатеринбург». Руководителям органов ТОС было предложено на стадии проекта внести свои изменения и дополнения в данный документ. И они представили эти предложения. Однако в окончательной редакции их не обнаружили. Причем, их не проинформировали об отказе. В настоящий момент наша организация готова эффективно взаимодействовать при решении вопросов местного значения с вновь избранными депутатами. Но будет ли от них отклик, Усков сомневается.

Ряд вопросов остался без ответа, так как приглашенные депутаты (20 человек) на «круглый стол» не пришли. Двое извинились: указали, что будут в командировках. Несколько человек были замечены на митинге против монетизации, который прошел в этот день в городе. Впрочем, собравшихся это не удивило: не в первый раз депутаты игнорируют общественность.

Отсутствие народных избранников не помешало плодотворно обсудить методы активизации гражданской и электоральной активности населения. Н.И. Тагильцева поддержала предыдущего выступающего и предложила в первую очередь добиваться реализации на практике положений устава города о публичных слушаниях, выдвигать правотворческие инициативы. Например, подать заявления в Гордуму и Горадминистрацию о проведении слушаний по теме развития местного самоуправления. Пригласить на них журналистов радио «Эхо Москвы», городских газет.

Координатор ЦЭП Е.В. Макей вернулась к теме монетизации, которая породила народные волнения в нынешнем марте. Депутаты Гордумы прежнего созыва утвердили Положение о льготном проездном билете, чем поддержали мэра города, внесшего данный проект на их утверждение. Мэр по поручению Гордумы принял соответствующее постановление, указав цены на проездные документы до конца года с учетом бюджета! В этот же день появилось Обращение городских депутатов по вопросу монетизации льгот к губернатору Свердловской области Э.Э. Росселю и другим областным чиновникам и депутатам о недопустимости ущемления прав пенсионеров. Уже прошли суды по восстановлению прав на бесплатный проезд, но и судьи не выявили ответственного и механизм принятия решений по такому насущному вопросу. Как же простому человеку разобраться, кто виноват, и понять, что делать? Поэтому люди идут на митинги с общими лозунгами: «Долой!».

А. Б. Белоусов, политтехнолог: депутаты действуют лишь в локальном масштабе, в своем избирательном округе. А общие проблемы (транспортный коллапс, грязь в городе, недостроенные дороги, нет парковок, дворы заставлены машинами) кто должен решать? У нас Уралмаш стоит. Нужен ли он городу? В центральном районе: базы, склады, железная дорога. Мы этим дышим. Вывод: город не приспособлен для жизни людей. А кто из нас знает сроки принятия бюджета, чтобы сформировать предложения по расходам на насущные нужды города, обосновав их необходимость? Получается, что выстроить работу с Гордумой могут лишь крупные профессиональные организации.

Например, Советы ветеранов. Они используют маркетинговый ход: озвучивают в СМИ в первую очередь успешные дела, в которых им помогли депутаты. Возможно, в будущем возрастет роль депутатов от левых организаций. Но где сегодня демократы: Союз правых сил, Яблоко и другие? Один депутат – на всю Гордуму – «яблочник». Есть предложение использовать опыт других европейских стран по развитию непосредственной демократии на муниципальном уровне: решили вынести из городской зоны завод – провели референдум!

Председатель «Екатеринбургского городского родительского комитета» В.Ш. Неталиев перешел к вопросу о способах выявления социально-значимых проблем и путей их решения общественностью во взаимодействии с местной властью. Его волновало, что состав Думы поменялся, но в городе как было, так и осталось опасно для детей и подростков гулять даже днем по причине разгула насилия. Чтобы не упустить время и предотвратить новые жертвы, нам нужно учиться правильно оформлять свои инициативы, считает активист. Мы четко должны знать время, место, адресата. Лоббировать. К сожалению, наше даже городское население стерильно по правовым вопросам и власть этим пользуется. Что происходит в глубинке, где уровень грамотности еще ниже?

Подводя итоги «круглого стола», К.В. Киселев сделал вывод: мы вправе требовать от власти, потому что мы – гражданское общество. Мы не можем сидеть и ждать, когда власть его сформирует без нас и нас призовет. Мы должны сказать: власть, иди сюда, мы с тебя спросим!

Участники мероприятия решили обратиться к муниципальным властям с предложением провести публичные слушания, в первую очередь, по развитию местного самоуправления, проработав предварительно вопрос с экспертами. Таким образом, на практике будет реализована правотворческая инициатива и ТОСы выйдут на новый уровень развития, чтобы обеспечивать оперативную и устойчивую связь между горожанами и местной властью.

Елена Макей, Екатеринбургский ЦЭП



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 24. 06. 2009 Регион-Информ (Москва): Новости-online

    Документ
    24.06.2009Регион-Информ (Москва): Новости-onlineНаукоград Кольцово посетила делегация немецких биотехнологов ивысокопоставленных чиновников Германии и Еврокомиссии 6
  2. Общественная палата Томской области доклад о состоянии гражданского общества Томской области в 2009 году Томск 2010 Введение

    Доклад
    Доклад о состоянии гражданского общества подготовлен Общественной палатой Томской области на основании требований Закона Томской области от 06.06.2006 № 110-ОЗ «Об Общественной палате Томской области».
  3. Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 мая 2009 года «0 бюджетной политике в 2010-2012 годах» Бюджетные расходы: контроль и анализ. Сцелью реализации статьи 28 закон

    Закон
    «Необходимо четко определить приоритеты и цели использования бюджетных средств, проведя подробную и внимательную инвентаризацию бюджетных расходов в целях исключения необязательных в текущей ситуации затрат.
  4. Двадцать лет назад, 14 декабря 1989 года, умер лауреат Нобелевской премии мира 1975 г

    Информационный бюллетень
    Двадцать лет назад, 14 декабря 1989 года, умер лауреат Нобелевской премии мира (1975 г.), физик-ядерщик, общественный деятель, правозащитник Андрей Дмитриевич Сахаров.
  5. Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 года n 635-р, руководствуясь закон

    Закон
    В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" и распоряжения

Другие похожие документы..