Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
он имел бы все качества великого Монарха, если бы воспитание образовало или усовершенствовало в нем дары Природы. Но рано лишенный отца, матери и пре...полностью>>
'Документ'
Искусство Врубеля, как поэзия Лермонтова, находит отклик у молодых. В духовном развитии подростков бывает "Лермонтовский" период, когда в та...полностью>>
'Документ'
Волгоград) Шмелев Виктор (г.Артем) Чистяков Антон (г.Санкт-Петербург) Возрастная категория А3 (1 -14 лет) I место не присуждать II место и звание «Лау...полностью>>
'Документ'
Добровольное страхование банковских вкладов. Страхование потребительских кредитов. Страхование корпоративных кредитов....полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:


Уважаемые коллеги, фиксированное время, переходим к обсуждению 10-го вопроса порядка работы. О проекте постановления Государственной Думы "Об Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов". Доклад Председателя Центрального банка Российской Федерации Сергея Михайловича Игнатьева.

Пожалуйста.

Игнатьев С. М., Председатель Центрального банка Российской Федерации.

Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается одобренный Советом директоров Банка России документ — Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов.

Сначала о денежно-кредитной политике Банка России в текущем, 2009 году. В начале года основное внимание руководства Банка России было направлено на завершение управляемой девальвации рубля. Девальвация рубля была завершена в конце января — начале февраля 2009 года после того, как Банк России объявил о том, что верхняя граница стоимости бивалютной корзины устанавливается на уровне 41 рубль и что она не будет изменяться в течение нескольких месяцев. В начале февраля стоимость бивалютной корзины почти достигла установленной границы, после чего рубль начал постепенно укрепляться.

Банк России старается проводить взвешенную денежно-кредитную политику. С одной стороны, она должна быть достаточно жёсткой, чтобы обеспечить последовательное снижение инфляции и стабильность на валютном рынке, с другой стороны, она должна способствовать возобновлению экономического роста и роста банковского кредитования.

Инфляция быстро снижается. Три месяца подряд — август, сентябрь, октябрь — она составляла ноль процентов, за десять месяцев текущего года она составляла 8,1 процента. В прошлом году за соответствующий период она составила 11,6 процента. Снижению инфляции способствуют два фактора: во-первых, стабилизация рубля и его укрепление по сравнению с февралём 2009 года и, во-вторых, медленный рост денежной массы. После резкого сокращения в сентябре 2008 года — январе 2009 года денежный агрегат М2 в феврале возобновил свой рост, но он растёт достаточно медленно, за последние девять месяцев он увеличился только на 15,7 процента. По последним нашим оценкам, в целом за 2009 год инфляция может составить менее 10 процентов.

                    23

Государственная Дума                    Часть I

Валютный курс рубля сейчас гораздо более гибкий, чем это было год или два года назад, это не случайно. Мы осуществляем постепенный переход к инфляционному таргетированию и к режиму свободного плавания валютного курса рубля. Это позволит Банку России гораздо более эффективно противодействовать инфляции, это будет способствовать снижению процентных ставок по банковским кредитам и формированию длинных кредитных ресурсов.

Как я уже сказал, стоимость бивалютной корзины в феврале почти достигла уровня 41 рубля. Затем её стоимость начала снижаться, и к началу июня она снизилась до 36,5 рубля. Летом на фоне дискуссии в средствах массовой информации о целесообразности девальвации рубля стоимость бивалютной корзины повысилась примерно до 38 рублей. Начиная с сентября она снижается. Вчера, 17 ноября, её стоимость составила 35 рублей 7 копеек.

Укрепление рубля в последние два с половиной месяца происходило под влиянием стабилизации на довольно высоком уровне мировых цен на нефть, возобновления притока частного капитала. Банк России проводит валютные интервенции с целью сглаживания существенных колебаний валютного курса рубля. В октябре Банк России приобрёл на валютном рынке примерно 16 миллиардов долларов, за семнадцать дней ноября — ещё 6. На 15 ноября золотовалютные резервы России составили 440,8 миллиарда долларов. Реальный эффективный курс рубля за десять месяцев, то есть с декабря прошлого года по октябрь нынешнего года, снизился примерно на 3 процента.

Снижение инфляции позволило Банку России снизить процентные ставки по своим операциям. С апреля по настоящее время ставка рефинансирования снижена с 13 процентов до 9,5 процента. Ставки по беззалоговым кредитам Банка России снизились ещё более значительно: если в феврале — марте они приближались к 19 процентам, то сейчас они составляют примерно 12 процентов.

Процентные ставки по банковским кредитам тоже постепенно снижаются. Если в январе средневзвешенная ставка по банковским кредитам нефинансовым организациям в рублях на срок до одного года составляла 17,1 процента годовых, то в августе она снизилась до 15,2 процента.

Несмотря на снижение Банком России своих процентных ставок, банки активно сокращают свою задолженность перед Центральным банком, особенно по беззалоговым кредитам. Сейчас происходит процесс, обратный тому, что происходил осенью и зимой, — тогда кредиты Банка России коммерческим банкам замещали выбывающие вклады населения, депозиты других клиентов, погашаемые банками кредиты иностранных кредиторов, сейчас рост вкладов населения и депозитов организаций позволяет банкам погашать свою задолженность перед Центральным банком.

Кредитная активность банков остаётся низкой. Корпоративные кредиты практически не растут. Банковские кредиты населению имеют явную тенденцию к снижению. Основная проблема сейчас не дефицит кредитных ресурсов, а высокие кредитные риски. Это связано с просроченной задолженностью по банковским кредитам. В начале года просроченная задолженность росла очень быстрыми темпами, затем её рост замедлился, а в последние два месяца её рост практически остановился. Решению проблемы плохих долгов будет способствовать активизировавшийся в последнее время процесс предоставления банковских кредитов под госгарантии.

Платёжный баланс страны остаётся стабильным. За десять месяцев положительное сальдо текущего счёта составило 39 миллиардов долларов, чистый отток капитала составил большую величину — 53 миллиарда долларов. Ну, здесь надо учитывать два обстоятельства: во-первых, значительная часть этого оттока произошла в январе, когда ещё не была завершена девальвация, а во-вторых, существенная часть этого оттока связана с переводом банками средств с валютных счетов в Центральном банке на счета в иностранных банках и имела единовременный технический характер.

24                    

Часть I                    Бюллетень № 124 (1097)

Теперь о денежно-кредитной политике в 2010 году и в период 2011 и 2012 годов. Банк России исходит из того, что инфляцию необходимо снизить в 2010 году до 9—10 процентов, в 2011-м — до 7—8 процентов, в 2012-м — до 5—7 процентов. В 2010 году Банк России продолжит осуществлять постепенный переход к инфляционному таргетированию и к режиму свободно плавающего валютного курса рубля. Роль процентных ставок Банка России в ходе реализации денежно-кредитной политики повысится.

Мы разработали четыре варианта прогноза платёжного баланса и соответствующие им четыре варианта денежной программы. Варианты отличаются друг от друга прежде всего уровнем мировых цен на нефть. Второй вариант соответствует прогнозу, положенному в основу проекта федерального бюджета. В этом варианте счёт текущих операций остаётся положительным на протяжении всех трёх лет. Небольшой чистый отток капитала в 2010 году размером в 20 миллиардов долларов сменяется его чистым притоком в 2012 году в размере 15 миллиардов долларов. Золотовалютные резервы страны постепенно растут, и всего за три года они должны увеличиться примерно на 67 миллиардов долларов. Денежная масса агрегата М2 растёт темпом примерно 13—17 процентов в год.

Спасибо за внимание.

Председательствующий. Спасибо, Сергей Михайлович.

У нас три содоклада. С первым содокладом выступит председатель Комитета по финансовому рынку Владислав Матусович Резник.

Пожалуйста.

Резник В. М., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

Глубокоуважаемые коллеги, Комитет по финансовому рынку совместно с Комитетом по бюджету и налогам рассмотрел представленные Банком России Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов. В розданных в зале материалах представлены заключения профильных комитетов, которые содержат результаты анализа представленного документа и его оценку, поэтому детально на том, что вам роздано и уже сказано председателем Центрального банка Сергеем Михайловичем Игнатьевым, я останавливаться не буду. Хочу сказать несколько о другом и привлечь ваше внимание к основной цели денежно-кредитной политики на планируемый период, а именно снижение инфляции в 2010 году до 9—10 процентов, в 2011 году — до 7—8 и в 2012 году — до 5—7 процентов.

Инфляция, как известно, на протяжении последнего десятилетия является основной головной болью как для монетарных властей, так и для всей исполнительной власти в целом. Можно долго спорить в отношении того, что является причиной этой проблемы: просчёты в монетарной политике, о чём достаточно много некоторые наши коллеги говорят, либо особенности структуры российской экономики. Совершенно очевидно одно: без снижения темпов инфляции невозможно решить практически ни одной экономической задачи, которые стоят перед нашей страной, — собственно долгосрочного экономического роста, роста инвестиций, развития банковской системы, проблем в пенсионной сфере и многого другого, да вообще практически всего.

В указанной связи следует отметить, что уже три месяца подряд инфляция в России находится на нулевом уровне, а по итогам десяти месяцев 2009 года этот показатель составляет около 8 процентов. Таким образом, несмотря на острую критику в адрес Банка России в отношении высокой ставки рефинансирования, очевидно, что у Банка России есть успехи в борьбе с инфляцией.

Говоря об уровне ставки рефинансирования, хотелось бы провести одну историческую параллель. Дело в том, что в начале 80-х годов прошлого века в Соединённых Штатах Америки так же остро стояла проблема инфляции, которая достигала по тем временам 13 процентов годовых (это 81-й год). Именно в этот период Федеральная резервная система под руководством Пола Волкера подняла ставку рефинансирования до 20 процентов годовых. Естественно, что такие шаги монетарных властей вызвали серьёзную рецессию в экономике, особенно в строительстве и в сельском хозяйстве. Дошло даже до того, что фермеры перегораживали центральные улицы городов своими тракторами. Это, например, было в Нью-Йорке. Монетарные власти тем не менее добились своего: уже через два года инфляция снизилась более чем в четыре раза. Несмотря на то что в нашей финансовой системе ставка рефинансирования Центрального банка пока играет несколько иную роль, этот пример, на мой взгляд, очень показателен.

                    25

Государственная Дума                    Часть I

Вместе с тем валютный кризис и кризис ликвидности прошлого года в России показали некоторые недостатки системы денежно-кредитного регулирования, в которой объём денежного предложения был достаточно жёстко привязан к объёму валютных резервов, соответственно зависящих от экспортных поступлений. Ещё в августе — сентябре 2008 года девальвация рубля казалась немыслимой: золотовалютных резервов хватало на то, чтобы выкупить вообще все напечатанные рубли. Но девальвация состоялась, и основными причинами этого были рыночные ожидания девальвации. Экономика накопила очень большой валютный риск вследствие, по сути, управляемого курса рубля и больших объёмов заимствований за рубежом. Никакие резервы никогда не смогут справиться с законами рынка.

В рассматриваемом документе устанавливается, что валютная политика Банка России на 2010—2012 годы будет направлена на сглаживание волатильности курса рубля и постепенный переход к свободному курсообразованию. Отрадно, что впервые Банк России не указывает в качестве цели поддержание стабильности курса рубля и не указывает диапазон изменения реального эффективного курса рубля, что должно заставить экономических агентов в большей степени ориентироваться на процентные ставки, устанавливаемые Банком России. Как результат этого — эффективность процентной политики будет неуклонно и постепенно возрастать. Постепенно, но неуклонно.

Необходимо отметить, что важным аспектом в условиях глобализации финансовой сферы является необходимость регулирования притока в страну спекулятивного капитала, в том числе для проведения валютного и процентного арбитража. Несмотря на то что в настоящий момент наблюдается тенденция к росту таких операций в России, это кэрри-трейд так называемый, на мой взгляд, этот важный вопрос тем не менее не нашёл должного отражения в рассматриваемом документе.

Подводя итог, хотелось бы пожелать, чтобы документ под названием "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики..." со временем превратился в понятный эффективный аналитический инструмент для всех участников финансового рынка, на основании которого можно было бы проводить оценку текущей финансово-экономической ситуации и прогнозировать развитие основных процессов. Очевидно, что в настоящее время таких аналитических инструментов у нас недостаточно.

Комитет предлагает принять к сведению представленные Банком России основные направления денежно-кредитной политики на очередной период и поддержать представленный проект постановления Государственной Думы.

Спасибо.

Председательствующий. Спасибо.

Содоклад заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Геннадия Васильевича Кулика.

Кулик Г. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

Уважаемые коллеги, уважаемый Борис Вячеславович! От нашего ЦСУ поступила очень подробная информация о развитии страны за девять месяцев текущего года, анализ которой позволяет объективно оценить ситуацию, которая складывается и в экономике, и в социальной сфере, и сделать некоторые выводы о том, на каком этапе мы находимся сегодня. Из этой информации я хочу выделить прежде всего следующие показатели.

26                    

Часть I                    Бюллетень № 124 (1097)

Несмотря на то что нас накрыл кризис и он проходит в довольно сложных условиях и со многими отрицательными показателями, нам удалось следовать тому принципу, который был заложен в основу наших антикризисных мер, — всячески защитить нашу социальную сферу. Борис Вячеславович, я думаю, что здесь "ЕДИНАЯ РОССИЯ" снова может смело взять на себя инициативу, с которой мы уже выступали на всех этапах, и нам очень важно продолжить эту линию и завершить год так, чтобы все заложенные показатели были выполнены.

Хочу назвать несколько цифр за девять месяцев текущего года. Общие доходы населения составили 20,1 триллиона рублей, что на 4,9 процента выше уровня предыдущего года. В условиях кризиса, в условиях мучающей нас безработицы, неполной занятости это очень важный показатель, который говорит о том, что меры, которые были приняты и правительством, и Государственной Думой, при таком целевом подходе дали свой результат.

Второе. На товары и услуги население израсходовало 14,2 триллиона рублей, что на 6 процентов превышает уровень 2008 года. Понятно, что подталкивал к увеличению расходов некоторый рост цен, но это говорит ещё и о том, что есть вера у населения. И я назову ещё одну цифру, которая показывает, что мы справимся с теми проблемами, которые кризис принёс в Россию, и страна будет дальше динамично развиваться: отложили в сбережения — интересная цифра — 3,9 триллиона, или на 66 процентов больше, чем было отложено за соответствующий период прошлого года.

Из зала. (Не слышно.)

Кулик Г. В. Я отвечу, про это я и хочу сказать.

Значит, есть ещё недоверие, есть ещё у населения как бы сомнение, что мы выйдем на те параметры, которые обнародовали. Это и неплохо, что мы как бы с двух сторон будем себя подкреплять: и со стороны государства, и каждый о себе тоже подумал. Я несколько цифр специально взял из этого раздела, социального. При этом не могу не сказать, Борис Вячеславович, что средняя пенсия, начисленная за этот период, составила 5412 рублей — 119 процентов к уровню прошлого года, то есть мы выполняем то обязательство, которое дали стране. Заработная плата возросла на 5 процентов и превысила 18,7 тысячи рублей в месяц.

Разноплановые, к сожалению, показатели в экономике. Если говорить о росте промышленного производства, то, к сожалению, за девять месяцев по сравнению с тем же периодом прошлого года мы имеем объём роста в размере 86 процентов, ситуация выправляется сложно, хотя в сентябре темпы роста по всем базовым отраслям промышленности и по многим другим показателям были выше, чем в предшествующем месяце. Это как раз и даёт основание утверждать, что начинается какой-то разогрев реального сектора экономики, хотя здесь остаётся немало очень важных и сложных нерешённых проблем. Прежде всего хотелось бы обратить внимание, что недостаточно эффективно было организовано у нас производство. И несмотря на снижение на 15 процентов, размер прибыли в целом по народному хозяйству снизился на 2 триллиона 350 миллиардов рублей, но в процентном отношении к уровню прошлого года это составляет всего 54 процента. Это один из серьёзных сигналов, который говорит о необходимости действительно модернизации производства, потому что при снижении на 15 процентов такое падение прибыли говорит о том, что эффективность нашего производства, Борис Вячеславович, недостаточно высока. И в этом смысле то послание президента, которое мы слушали, упор на модернизацию, на мой взгляд, вытекает из этой ситуации.

Два замечания по денежно-кредитной политике. Прежде всего хочу сказать о том, что в целом наша система и Центральный банк действительно сумели удержать в руках вожжи. Мы систему сохранили, и функционирует, как вы видите, экономика — с какими-то провалами, но мы не чувствуем, население не чувствует какой-то катастрофы. В этот период времени идёт модернизация, сократилось количество банков: за девять месяцев — на пятьдесят два, на начало октября у нас осталось тысяча семьдесят четыре банка. Это, в общем, достаточно, и думаю, что этот процесс нормальный, он будет идти дальше, мы должны укрупнять нашу банковскую систему. Это всё нормально.

                    27

Государственная Дума                    Часть I

Что беспокоит? Нет серьёзных сдвигов в наращивании объёмов кредитования реального сектора экономики. И здесь я обращаюсь и к банку: пожалуйста, любые инициативы, которые у вас есть, что ещё надо сделать... Ну, мы все должны понять: если мы здесь не добьёмся коренного перелома, то вот эти отставания в объёмах производства, целый ряд других вопросов решить нам будет просто невозможно.

Борис Вячеславович, смотрите, картина какая. Вот жильё — и социальная часть, и мотор с точки зрения развития реальной экономики: за девять месяцев прошлого года были даны кредиты населению на строительство жилья в размере 530,8 миллиарда рублей, за девять месяцев этого года — 89. Вот где у нас тромбы образуются, мы их должны видеть, понимать. И если мы не предложим дополнительных мер, стимулирующих поворот банков к реальному сектору... Я понимаю их осторожность, я понимаю недостаточную обеспеченность порой ресурсами, которые должны подкреплять получаемые кредиты, но здесь нам совместно нужно принять дополнительные меры. Что касается кредитов в иностранной валюте — ещё хуже ситуация: в прошлом году было выдано 80 миллиардов долларов на строительство жилья, сейчас только 6,6, это 13 процентов от уровня прошлого года.

И ещё одно. Мне кажется, банку нужно найти формы более активно влиять на ставку кредитную, которая сегодня действует на рынке. Я не знаю, что надо делать: нужны административные меры — значит, надо пойти на административные меры на какой-то период времени по отдельным отраслям, по отдельным показателям, это вы должны предложить, другие у вас меры есть — пожалуйста, но согласитесь, господа, что, если в августе платить за кредит, выданный на срок свыше одного года, 31 процент, до года — 34 процента, — так мы ситуацию с тромбированием экономики не рассосём. Считаю, что вот в этом отношении мы продлили все те полномочия, которые на кризисный период дали банку, если нужно дополнительно — просите, пожалуйста, мы готовы рассматривать. Но эти проблемы нужно решать.

С учётом высказанных замечаний мы поддерживаем... (Микрофон отключён.)

Председательствующий. Понятно. Спасибо.

Содоклад первого заместителя председателя Комитета по экономической политике и предпринимательству Владимира Александровича Головнёва. Пожалуйста.

Головнёв В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству рассмотрел Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов. Комитет в целом поддерживает усилия Банка России по сохранению стабильности и укреплению российской банковской системы. В то же время у комитета имеется ряд замечаний.

В рассматриваемом документе заявлено о намерении Банка России завершить создание условий для перехода к контролю за уровнем инфляции. Между тем, по мнению комитета, вопрос о возможности такого перехода в указанный период требует дополнительной проработки и выполнения ряда условий.

В первую очередь стоит обратить внимание на планируемый рост регулируемых цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий выше показателя инфляции. Помимо этого потребуется достижение относительной сбалансированности валютного рынка, а также формирование развитого рынка кредитования, особенно реального сектора экономики. В основных направлениях по-прежнему недостаточно отражены вопросы формирования долгосрочной ресурсной базы российских банков, не обозначены источники и пути увеличения их долгосрочных ресурсов. В ситуации ухудшения экономического положения заёмщиков и нежелания банков принимать дополнительные риски по их кредитованию российский банковский сектор имеет ограниченную долгосрочную ресурсную базу и поэтому слабо включён сегодня в систему финансирования производственных инвестиций — не только в развитие, но и в воспроизводство существующих основных фондов, в том числе производственной инфраструктуры.

28                    

Часть I                    Бюллетень № 124 (1097)

Комитет отмечает, что в сложившихся условиях целесообразно проработать дополнительные меры, направленные на внедрение через банковскую систему временно свободных денежных средств экономических агентов, в частности страховых компаний, пенсионных фондов, а также средств бюджетных и внебюджетных фондов в долгосрочные инвестиции, прежде всего в реальный сектор экономики.

По мнению комитета, в рамках мероприятий по совершенствованию банковской системы Банку России следует обратить особое внимание на решение проблемы формирования долгосрочной ресурсной базы российских кредитных организаций. Это тем более важно, так как при ограниченности в доступе к дешёвым и долгосрочным ресурсам внутри страны российские банки вынуждены были привлекать заимствования извне. Однако кризисные явления в мировой финансовой системе привели к значительному удорожанию привлёченных средств для крупных заёмщиков и фактическому исключению возможности заимствования средств извне для прочих участников финансового рынка. В свою очередь, это становится одной из основных причин резкого обострения проблемы рефинансирования ранее накопленного корпоративного внешнего долга.

Закономерным является и то обстоятельство, что при наблюдаемой в текущем году нестабильности на мировых финансовых рынках повысилась заинтересованность российских кредитных организаций в использовании инструментов рефинансирования Банка России. В связи с этим комитет считает, что, несмотря на достигнутые в последние годы позитивные результаты в сфере кредитования, Банк России недостаточно активно применяет ставку рефинансирования в качестве главного инструмента регулирования. Сложившуюся ситуацию, при которой имеет место значительный разрыв между ставкой рефинансирования и рыночными процентными ставками, нельзя считать приемлемой.

Комитет неоднократно выражал свою озабоченность проблемой интенсивного роста корпоративного внешнего долга. Чрезмерно активное увеличение доли внешней задолженности частного сектора привело к реальной угрозе стабильности российской банковской системы и экономики в целом.

Комитет также относит к числу нерешённых проблем сохраняющийся низкий уровень доверия к российским банкам, высокие риски кредитования, связанные с неэффективной структурой экономики, дефектами управления. Можно говорить и о сдерживании расширения долгосрочного кредитования реального сектора и осуществления структурных преобразований в экономике. Таким образом, не обеспечивается снижение зависимости российских предприятий от внешних факторов и колебаний мировой конъюнктуры, зачастую спекулятивного характера.

Комитет считает, что денежно-кредитная политика Банка России должна быть направлена на максимально возможное обеспечение структурной модернизации экономики, создание благоприятных условий для приоритетного и долгосрочного кредитования, поддержку российским банковским сектором реального сектора экономики, в особенности отечественных наукоёмких и высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности.

С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству рекомендует принять к сведению Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов.

Большое спасибо.

                    29

Государственная Дума                    Часть I



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Уважаемые коллеги! (21)

    Документ
    Направляем вам ежедневный обзор российских средств массовой информации по общеполитической и социальной тематике. Обращаем ваше внимание на то, что в обзор входят материалы, опубликованные в центральной печати и в других средствах
  2. Работы победителей Всероссийского конкурса педагогических идей

    Конкурс
    Формирование грамматического мышления учащихся младших классов включает работу по обогащению фразовой речи, обучение осознанному построению предложений, предупреждение использования ошибочных словосочетаний в письменной речи.
  3. Уважаемые коллеги! (108)

    Документ
    Направляем вам ежедневный обзор российских средств массовой информации по общеполитической и социальной тематике. Обращаем ваше внимание на то, что в обзор входят материалы, опубликованные в центральной печати и в других средствах
  4. Уважаемые коллеги! (88)

    Документ
    Направляем вам ежедневный обзор российских средств массовой информации по общеполитической и социальной тематике. Обращаем ваше внимание на то, что в обзор входят материалы, опубликованные в центральной печати и в других средствах
  5. Г. П. Щедровицкий Методология и философия организационно-управленческой деятельности: основные понятия и принципы Введение Уважаемые коллеги! Когда я получил приглашение прочитать здесь курс лекций

    Курс лекций
    Сегодня в стране обсуждение методов и техники оргуправленческой работы является самым больным и насущным вопросом. Поэтому читать этот курс надо. С другой стороны, никаких курсов, тем более систематических, и никакого опыта в подготовке

Другие похожие документы..